The OpenNET Project / Index page

[ новости /+++ | форум | wiki | теги | ]

Релиз Mesa 21.2, свободной реализации OpenGL и Vulkan

05.08.2021 10:06

После трёх месяцев разработки опубликован релиз свободной реализации API OpenGL и Vulkan - Mesa 21.2.0. Первый выпуск ветки Mesa 21.2.0 имеет экспериментальный статус - после проведения окончательной стабилизации кода будет выпущена стабильная версия 21.2.1.

В Mesa 21.2 реализована полная поддержка OpenGL 4.6 для драйверов 965, iris (Intel), radeonsi (AMD), zink и llvmpipe. Поддержка OpenGL 4.5 доступна для GPU AMD (r600) и NVIDIA (nvc0), а OpenGL 4.3 для virgl (виртуальный GPU Virgil3D для QEMU/KVM). Поддержка Vulkan 1.2 реализована для карт Intel и AMD, а также в режиме эмулятора (vn), поддержка Vulkan 1.1 доступна для GPU Qualcomm и программного растеризатора lavapipe, а Vulkan 1.0 для GPU Broadcom VideoCore VI (Raspberry Pi 4).

Основные новшества:

  • В состав включён OpenGL-драйвер asahi с начальной поддержкой графического процессора, поставляемого в чипах Apple M1. Драйвер использует интерфейс Gallium и поддерживает большую часть возможностей OpenGL 2.1 и OpenGL ES 2.0, но пока непригоден для запуска большинства игр. Код драйвера основан на эталонном Gallium-драйвере noop с переносом некоторого кода из драйвера Panfrost, развиваемого для GPU ARM Mali.
  • В состав включён OpenGL-драйвер Crocus с поддержкой старых GPU Intel (на базе микроархитектур Gen4-Gen7), не поддерживаемых драйвером Iris. В отличие от драйвера i965 новый драйвер основан на архитектуре Gallium3D, выносящей задачи управления памятью на сторону DRI-драйвера в ядре Linux и предоставляющей готовый трекер состояний с поддержкой кэша повторного использования выводимых объектов.
  • В состав включён драйвер PanVk, предоставляющий поддержку графического API Vulkan для GPU ARM Mali Midgard и Bifrost. PanVk развивается сотрудниками компании Collabora и позиционируется как продолжение развития проекта Panfrost, обеспечивающего поддержку OpenGL.
  • В драйвере Panfrost для GPU Midgard (Mali T760 и новее) и GPU Bifrost (Mali G31, G52, G76) реализована поддержка OpenGL ES 3.1. Из дальнейших планов отмечается проведение работы по увеличению производительности на чипах Bifrost и реализация поддержки GPU на базе архитектуры Valhall (Mali G77 и новее).
  • В 32-разрядных сборках для архитектуры x86 вместо инструкций x87 для математических вычислений задействованы инструкции sse2.
  • В драйвере Nouveau nv50 для GPU NVIDIA GT21x (GeForce GT 2x0) реализована поддержка OpenGL ES 3.1.
  • В Vulkan-драйвер TURNIP и OpenGL-драйвер Freedreno, развиваемых для GPU Qualcomm Adreno, реализована начальная поддержка GPU Adreno a6xx gen4 (a660, a635).
  • В Vulkan-драйвер RADV (AMD) добавлена поддержка отсеивания примитивов (primitive culling) с использованием шейдерных движков NGG (Next-Gen Geometry). Реализована возможность сборки драйвера RADV на платформе Windows с использованием компилятора MSVC.
  • В Vulkan-драйвере ANV (Intel) и OpenGL-драйвере Iris проведена подготовительная работа по обеспечению поддержки грядущих видеокарт Intel Xe-HPG (DG2). В том числе включены начальные возможности, связанные с трассировкой лучей и поддержкой шейдеров для трассировки лучей.
  • В драйвере lavapipe с реализацией программного растеризатора для API Vulkan (аналог llvmpipe, но для Vulkan, выполняющий трансляцию вызовов API Vulkan в API Gallium) реализована поддержка режима "wideLines" (обеспечивает поддержку линий с шириной, превышающей значение 1.0).
  • Реализована поддержка динамического обнаружения и загрузки альтернативных бэкендов GBM (Generic Buffer Manager). Изменение нацелено на улучшение поддержки Wayland на системах с драйверами NVIDIA.
  • В драйвере Zink (реализация API OpenGL поверх Vulkan, которая позволяет получить аппаратно ускоренный OpenGL при наличии в системе драйверов, ограниченных поддержкой только API Vulkan) реализована поддержка OpenGL-расширений GL_ARB_sample_locations, GL_ARB_sparse_buffer, GL_ARB_shader_group_vote, GL_ARB_texture_filter_minmax и GL_ARB_shader_clock. Добавлены модификаторы формата DRM (Direct Rendering Manager, включено расширение VK_EXT_image_drm_format_modifier).
  • В Vulkan-драйверы RADV (AMD), ANV (Intel) и lavapipe добавлена поддержка расширений:


  1. Главная ссылка к новости (https://lists.freedesktop.org/...)
  2. OpenNews: Релиз Mesa 21.1, свободной реализации OpenGL и Vulkan
  3. OpenNews: В Mesa принят OpenGL-драйвер с начальной поддержкой чипов Apple M1
  4. OpenNews: Релиз Mesa 21.0, свободной реализации OpenGL и Vulkan
  5. OpenNews: Реализация OpenGL поверх DirectX достигла совместимости с OpenGL 3.3 и принята в состав Mesa
  6. OpenNews: Из Mesa удалён драйвер программной отрисовки swrast
Лицензия: CC-BY
Тип: Программы
Короткая ссылка: https://opennet.ru/55593-mesa
Ключевые слова: mesa, opengl, vulkan
Поддержать дальнейшую публикацию новостей на OpenNET.


Обсуждение (32) Ajax | 1 уровень | Линейный | +/- | Раскрыть всё | RSS
  • 1.2, iPony129412 (?), 10:46, 05/08/2021 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • –3 +/
    Есть кто богатый с новыми AMD картами?

    Как там AV1 https://wiki.archlinux.org/title/Hardware_video_acceleration#VA-API_drivers

    На практике. Вон написано, что в стадионом нет, где-то как-то в тестовом.

     
     
  • 2.5, Аноним (5), 10:52, 05/08/2021 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –7 +/
    всё зашибись, это же AMD
     
     
  • 3.20, Аноним (20), 15:20, 05/08/2021 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    тоже интересно, какой ноутбучный проц во встройках сейчас это поддерживат
     
     
  • 4.29, Stax (ok), 16:50, 05/08/2021 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –2 +/
    Все модели Tiger Lake: https://www.laptopmag.com/news/every-intel-11th-gen-tiger-lake-h-laptop-so-far и т.п.
     
  • 2.21, мишалипут (?), 15:27, 05/08/2021 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Если это то же самое, что ты упоминал в прошлый раз - это пока доступно только в gstreamer
     
     
  • 3.22, мишалипут (?), 15:30, 05/08/2021 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    хотя нет - таблица про libva - интересно

    у меня с libva-9999 и rx6800 пока нет AV1 в supported media profiles. возможно, при компиляции флаг какой-нибудь нужно включить - нужно разбираться.

     
     
  • 4.31, n00by (ok), 17:15, 05/08/2021 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > хотя нет - таблица про libva - интересно
    > у меня с libva-9999 и rx6800 пока нет AV1 в supported media
    > profiles. возможно, при компиляции флаг какой-нибудь нужно включить - нужно разбираться.

    Нужны x11-libs/libva-intel-media-driver и LIBVA_DRIVER_NAME=iHD, если правильно понимаю.

     
     
  • 5.36, мишалипут (?), 19:44, 05/08/2021 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Эмм, мы говорим про AMD вообще-то
     
     
  • 6.40, n00by (ok), 06:51, 06/08/2021 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Виноват, Tiger Lake было в другом сообщении.
     
  • 2.25, Аноним (25), 16:03, 05/08/2021 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Это нужно только для 8К видео в 60 кадров в секунду. 4К и в VP9 прекрасно тянется на любой интеловской встройке или нвидии. Пока AV1 слишком редкий чтобы его поддержка была киллерфичей. 4К@60 для атомов было бы непосильно без аппаратного декодировщика. Но это ультрамобильные ноутбуки. И у них нет 8К выходов на монитор. Так что AV1 это сильно престранный формат открытее открытого, но без необходимости в нем. И так 8К берут за основу чтобы сделать качественный 4К нормальные люди. Почти 100% проще взять старый зеон и он будет декодировать что угодно лучше и дешевле видеокарт с поддержкой AV1. Вот если Rapberry PI5 будет с 8К выходами и аппаратным декодированием VP9 и AV1 тогда может быть будет повод его купить за цену сегодняшней RPi4.
     
     
  • 3.27, iPony129412 (?), 16:34, 05/08/2021 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > 4К и в VP9 прекрасно тянется на любой интеловской встройке

    У меня MacBook Air 2013 года не тянул.

     
     
  • 4.33, Аноним (25), 18:14, 05/08/2021 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    Скорее всего тогдашние встройки от интела еще не умели в VP9 и потому какой-нибудь атом будет обскакивать. Еще эппл мог кастрировать возможности гпу в прошивке, но если линукс завести, то может нормально заработает 4К60.

    Вот тут про возможности в линуксе можно поглядеть
    https://wiki.archlinux.org/title/Hardware_video_acceleration

     
     
  • 5.35, iPony129412 (?), 19:14, 05/08/2021 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –2 +/
    > встройки от интела еще не умели в VP9

    Конечно. Это где-то с 2015 года появилось.

     
  • 3.30, Аноним (30), 16:56, 05/08/2021 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –2 +/
    > 4К и в VP9 прекрасно тянется на любой интеловской встройке

    620 графика не может на жмулинуксе. В Браузере точно никак. Единственный дистр, который смог - kde neon девелоперский срез с кедами на вайланде, но сами кеды на вайланде абсолютно не готовы к использованию

    Моя тачка - ThinkPad T580, моник обычный lg на 4К 60 кадров, подключен через usb type-c

     
     
  • 4.32, Аноним (25), 18:01, 05/08/2021 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Графика 505 в Sway тянет 4К VP9 в Chromium, причем дополнительно перекодируя на n4200 в неродное разрешение. Void musl. Firefox сейчас проблемы имеет с аппаратным декодированием, но как починят думаю протестировать. В иксах редкие залипания все же присутствуют, что никак не меняет расклад сил. Chromium лучше онлайн видео декодирует, но если это родные 4К думаю Firefox тоже прекрасно справится. А подключать можно через что угодно. Кстати тоже планирую завести две половины монитора как разные экраны чтобы проверить потянет ли ноут 4К пустив второй выход через USB. Видеокарту через PCIE подключать как-то не хотелось бы раз железо тянет декодирование видео.
     
  • 3.37, Я (??), 20:11, 05/08/2021 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    тем временем уже больше половины ютаб видео идут в ав1 и это хорошо.
     
     
  • 4.41, Аноним (25), 09:32, 06/08/2021 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Тем временем до 1080р можно с h264ify глядеть видео как в h264, так и в VP9. И 1080 хватает экранам до 24", а это h264 и разница в объеме переданных данных незначительная, до 4К нет разницы в объеме и для VP9 в сравнении с AV1, и VP9 умеет в 8К, так что AV1 это удел тощих каналов в 8К и только.
     
     
  • 5.42, Аноним (42), 10:34, 06/08/2021 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –2 +/
    О h264 просто забудьте там качество совсем дно. Ток av1, впрочем, ещё хуже.
     
     
  • 6.43, Аноним (43), 14:38, 06/08/2021 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    А моя карта только и h264 и знает. (Ещё вроде mpeg2)
     
  • 2.26, Оффтоп (?), 16:25, 05/08/2021 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Mesa про OpenGL, а не про VAAPI. Это для игр, поддержки новых видеокодеков не будет.
    Более того, AV1 только в RDNA2 (встроек с AMD пока нет) и 11ое поколение Intel (20-21год).
    А без поддержки - в среднем нужно 6 ядер 3ghz для вытягивания 8к 60 кадров.
    https://en.wikipedia.org/wiki/Av1#Hardware
    Вне 8k у Av1 плюсов нет, он не особо эффективен. А самого 8k контента так мало. А мониторов 8k на рынке по сути нету. А для 4k и тем более fullhd кодеков хватает.
     
     
  • 3.28, iPony129412 (?), 16:49, 05/08/2021 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    https://packages.ubuntu.com/bionic/mesa-va-drivers
     
  • 2.45, iPony129412 (?), 10:40, 13/08/2021 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Есть кто богатый с новыми AMD картами? Как там AV

    Короче, скоро, но пока нет

    https://www.phoronix.com/scan.php?page=news_item&px=AV1-VA-API-Mesa-Radeon

     

  • 1.6, Аноним (6), 10:54, 05/08/2021 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +5 +/
    Вот это жирный релиз.
     
  • 1.8, Пикапика (?), 11:09, 05/08/2021 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +4 +/
    Годно, уже использую odroid n2 как десктоп, panfrost рулит.
     
  • 1.18, sage (??), 12:57, 05/08/2021 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +2 +/
    Crocus, как минимум, позволит использовать gallium-nine в wine на старых Intel’ах. Должно увеличить производительность старых игр на не таком уж старом оборудовании (эта графика устанавливалась на Haswell включительно).
     
  • 1.19, Аноним (-), 13:11, 05/08/2021 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • –6 +/
    А на Меса есть крутые игровые движки? Хочу стрелялку забабахать как в Бетлфилде1.
     
     
  • 2.23, б.б. (?), 15:50, 05/08/2021 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    вижуал бейчик 6.0 попробуй
     
  • 2.24, alpha (?), 15:53, 05/08/2021 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Godot
     
  • 2.38, Я (??), 20:13, 05/08/2021 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    а есть ли игровые движки на amdkfd.so?
     

  • 1.34, Kuromi (ok), 18:55, 05/08/2021 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    "Реализована поддержка динамического обнаружения и загрузки альтернативных бэкендов GBM (Generic Buffer Manager). Изменение нацелено на улучшение поддержки Wayland на системах с драйверами NVIDIA."

    Поговаривают, что это самый реалистичный компромисный вариант для завоза Вейланда нормально на Невидию. Мол Меса делает поддежку альтернативных юекэндов, Невидя делает аткой бекенд, все довольны.

     
  • 1.44, Аноним (44), 20:44, 09/08/2021 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • –1 +/
    Надо было на расте писать.
     
  • 1.46, Аноним (46), 11:45, 16/08/2021 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    > В 32-разрядных сборках для архитектуры x86 вместо инструкций x87 для математических вычислений задействованы инструкции sse2.

    Вот и капец настал компам на старых камнях. Кто-то взял и решил "вы обязаны выкинуть эти камни!".

     

     Добавить комментарий
    Имя:
    E-Mail:
    Текст:
    При перепечатке указание ссылки на opennet.ru обязательно



    Спонсоры:
    Inferno Solutions
    Hosting by Hoster.ru
    Хостинг:

    Закладки на сайте
    Проследить за страницей
    Created 1996-2021 by Maxim Chirkov
    Добавить, Поддержать, Вебмастеру