The OpenNET Project / Index page

[ новости /+++ | форум | wiki | теги | ]

Релиз Mesa 22.2, свободной реализации OpenGL и Vulkan

21.09.2022 20:49

После четырёх месяцев разработки опубликован релиз свободной реализации API OpenGL и Vulkan - Mesa 22.2.0. Первый выпуск ветки Mesa 22.2.0 имеет экспериментальный статус - после проведения окончательной стабилизации кода будет выпущена стабильная версия 22.2.1.

В Mesa 22.2 доступна поддержка графического API Vulkan 1.3 в драйверах anv для GPU Intel, radv для GPU AMD и tu для GPU Qualcomm. Поддержка Vulkan 1.2 реализована в режиме эмулятора (vn), Vulkan 1.1 - в программном растеризаторе lavapipe (lvp), а Vulkan 1.0 в драйвере v3dv (GPU Broadcom VideoCore VI из Raspberry Pi 4). В Mesa также обеспечивается полная поддержка OpenGL 4.6 для драйверов 965, iris (Intel), radeonsi (AMD), zink и llvmpipe. Поддержка OpenGL 4.5 доступна для GPU AMD (r600) и NVIDIA (nvc0), а OpenGL 4.3 для virgl (виртуальный GPU Virgil3D для QEMU/KVM) и vmwgfx (VMware).

Основные новшества:

  • В драйвере для GPU Qualcomm (tu) обеспечена поддержка графического API Vulkan 1.3.
  • В драйвер Panfrost добавлена поддержка GPU Mali на базе микроархитектуры Valhall (Mali-G57). Драйвер совместим со спецификацией OpenGL ES 3.1.
  • Продолжена реализация драйвера Vulkan для GPU на базе архитектуры PowerVR Rogue, развиваемой компанией Imagination.
  • В Vulkan-драйвере ANV (Intel) и OpenGL-драйвере Iris улучшена поддержка дискретных видеокарт Intel DG2-G12 (Arc Alchemist). В Vulkan-драйвере значительно (примерно в 100 раз) повышена производительность кода для трассировки лучей..
  • Драйвер R600g для GPU AMD серий с Radeon HD 2000 по HD 6000 переведён на использование бестипового промежуточного представления (IR) шейдеров NIR. Поддержка NIR также позволяет получить поддержку промежуточного представления TGSI (Tungsten Graphics Shader Infrastructure) через задействование слоя для трансляции NIR в TGSI.
  • В OpenGL драйвере Nouveau началась работа по реализации поддержки GPU RTX 30 "Ampere".
  • В драйвер Etnaviv для карт Vivante реализована поддержка асинхронной компиляции шейдеров.
  • Добавлена поддержка Vulkan-расширений:
  • Добавлена поддержка расширений OpenGL:


  1. Главная ссылка к новости (https://lists.freedesktop.org/...)
  2. OpenNews: Релиз Mesa 22.1, свободной реализации OpenGL и Vulkan
  3. OpenNews: В Firefox включена по умолчанию поддержка аппаратного ускорения видео для Linux-систем с Mesa
  4. OpenNews: Релиз Mesa 22.0, свободной реализации OpenGL и Vulkan
  5. OpenNews: Из Mesa удалён код классических драйверов, не использующих Gallium3D
Лицензия: CC-BY
Тип: Программы
Короткая ссылка: https://opennet.ru/57811-mesa
Ключевые слова: mesa
При перепечатке указание ссылки на opennet.ru обязательно


Обсуждение (52) Ajax | 1 уровень | Линейный | +/- | Раскрыть всё | RSS
  • 1.1, Аноним (1), 22:41, 21/09/2022 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • –2 +/
    Что-то они на месяц позднее, чем ожидалось релиз выпустили.
     
     
  • 2.2, Аноним (2), 22:59, 21/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +9 +/
    Надеюсь, ты не сильно расстроился?
     
     
  • 3.3, Корец (?), 23:02, 21/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    >Надеюсь

    Надейся. Надежды юношей питают ;)

     
  • 3.5, НяшМяш (ok), 23:37, 21/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +4 +/
    Я расстроился. Вдруг отложат релиз 22.3 так же на месяц, в который могут попасть вот такие вкусняшки:

    https://www.supergoodcode.com/spaghetti-recipes/
    https://www.supergoodcode.com/meatballs/

     
     
  • 4.6, Аноним (6), 01:12, 22/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +6 +/
    Можно для тех кто не знает английский и кратко, что в этом редизе будет хорошего? (видеокарта amd rx 560)
     
     
  • 5.7, fumanchez (ok), 02:32, 22/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +4 +/
    большой прирост (более 50%) для драйверов RADV (амдшний) и ANV (интеловский) в бенчмарке автора
     
     
  • 6.52, Парень твоей мамы (?), 19:51, 22/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Как пишет сам автор больших приростов ФПС В ИГОРЕ ждать не стоит. Просто микрооптимизации.
     
     
  • 7.54, НяшМяш (ok), 21:07, 22/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    В CPU-limited сценариях можно ждать, плюс может помочь всяким DXVK.
     
  • 4.9, Аноним (9), 05:49, 22/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +3 +/
    Я думал что VK_EXT_graphics_pipeline_library в этом релизе добавят, похоже все самое интересное оставили на релиз 22.3
     

  • 1.8, Аноним (8), 05:30, 22/09/2022 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • –6 +/
    >свободной реализации API OpenGL и Vulkan - Mesa 22.2.0

    Подождите, что-то поменялось? Mesa -- это же программный растеризатор на CPU.

     
     
  • 2.12, Anonymus (?), 06:58, 22/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +3 +/
    Нет, Mesa это опенсорсная реализация OpenGL (изначально, теперь еще и Vulkan). Рендеринг может  выполняться программно и аппаратно.
     
     
  • 3.14, Аноним (14), 07:22, 22/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –3 +/
    Не-не-не, Anonymus ты меня не обманешь.

    https://en.wikipedia.org/w/index.php?title=Mesa_(computer_graphics)&oldid=1019

    Цитирую:

    To provide maximum cross-platform capabilties, Mesa 3D is relegated to being a software renderer. As such, it is not capable of taking advantage of any graphics hardware that other OpenGL implementations (such as those provided by a card vendor) would be capable of. As a result, the speed for graphically-intensive applications which use Mesa can be quite limited.

     
     
  • 4.18, fumanchez (ok), 07:37, 22/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +4 +/
    This page was last edited on 12 February 2005

    до конца цитируй

     
     
  • 5.19, Аноним (14), 07:43, 22/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –2 +/
    Ну и зачем добавили ненужный функционал?

    Была отличная юниксвей-библиотека. Делала одну функцию хорошо.
    Вендоровский opengl поставлялся там, где и должен был, в вендорских драйверах.

    Нет, надо было всё испоганить и нагромоздить монстра? Может, ещё и на rust переписать?

     
     
  • 6.22, Аноним (22), 07:51, 22/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    https://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=53827

    https://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=57071

    Скоро правоверному опеннет эксперту нельзя будет пользоваться 3d

     
  • 6.26, fumanchez (ok), 08:42, 22/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    Какой еще юниксвей, это не userspace программа, это прослойка для работы с железом, к тому же отвечающая за одну вещь - рендеринг. И ты эти вендорские драйвера-то вообще видел?

    Хотя по последнему предложению сразу видно местного сотрясателя воздуха.

     
  • 6.29, ryoken (ok), 09:32, 22/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    >>Может, ещё и на rust переписать?

    Чо вы орёте? Щас же набегут, услышат... :D

     
  • 5.20, Аноним (14), 07:44, 22/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    2005, кстати, был отличный год!
     
     
  • 6.31, Аноним (31), 10:14, 22/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Да уж, припоминаю, примерно всё то же, что и сегодня было: войны, эпидемия смертельного гриппа, экономическая нестабильность во всём мире.
     
  • 6.32, Zenitur (ok), 11:34, 22/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +3 +/
    Я помню, я копался в пакетах SteamOS 2.0. Примерно в 2016 году это было. На тот момент, актуальной версией месы была 10.1. Авторы пакета внесли изменения в исходный пакет из Дебиана, расскоментировав пакеты, предназначенные для чисто софтварного рендеринга (libgl1-mesa-swx11). Этот пакет был заранее предусмотрен самими дебиановцами, но чтобы его заполучить, надо пакет пересобирать. Причём поставить оба вместе нельзя (этот и libgl1-mesa-glx), они взаимно заменяют друг друга, и при этом взаимно же и конфликтуют.

    Похоже, что Valve (а вернее, судя по их гитхабу, небезызвестный Timothee 'TTimo' Besset) намеревался использовать в своей системе - исключительно проприетарные драйверы NVIDIA и fglrx. А Месу оставить только для софтварного рендеринга.

    Не удивительно, учитывая, что раньше Тим работал в Id Software. А в те годы, когда эта компания выпускала игры для Linux (конец 90-х и первая половина 00-х), Меса была действительно - только софтварная.

    А ещё, Id Software пожертвовала 100 тысяч долларов на развитие Месы в 2000 году.

    Впоследствие, Месу в SteamOS обновили, и сделали всё-таки аппаратной, а не чисто софтварной.

     
  • 6.45, Zenitur (ok), 14:26, 22/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    > 2005, кстати, был отличный год!

    Да, соласен. Почитывая блог Red Hat за 2005 год, я вижу анонс HAL в январе 2005 года. Именно тогда и началась эта свистопляска с DBus, udev, libxml2 и так далее. Когда линукс стал усложнён ради усложнения, а толку это не дало никакого, кроме увеличенного потребления ресурсов, бо́льшего количества мест, которые могут сломаться, и усложнённого понимания того, как работает система.

    Последними нормальными дистрами были RHEL 4, SUSE 9.1 и 9.2 и Debian 3.1. В релиз не вошла никакая гадость, которую я перечислил выше. Возможно потому, что Red Hat решил выпустить стабильный дистр, а потом уже начать экспериментировать. Ядро Linux 2.6.9, Glibc 2.3, GTK 2.6, KDE 3.3, XFree86 4.3.0, X.Org 6.9.0. И кстати, именно в этих версия появилась поддержка x86_64. Эх, отличные были времена.

    Если бы RHEL 4 и SUSE 9.2 поддерживались до сих пор, я бы ими пользовался. Если бы там работали современные процы, контроллеры жёстких дисков, SSD, NVMe, видеокарты, всякие там PCI-e 3, USB 3.1, ext4, exfat, современные сетевые карты, вай-фаи, энергосберегайки и IPv6.

    Даже интересно потестить RHEL 4 и SLES 9 со всеми аптейтами, выпущенными на момент прекращения расширенной поддержки. Сколько туда было добавлено вспоследствии за 10-12 лет поддержки? Думаю, что скомпилировать офис, браузер, актуальные версии GCC, рантаймов C++, и всякие там мультимедиа кодеки - не проблема. Я сам этим вполне успешно занимался под более новой SLES 11.

    Дрова NVIDIA поддерживают RHEL 4 вроде до версии 410. А это уже Паскали и может даже RTX.

     
     
  • 7.48, Аноним (48), 18:15, 22/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +3 +/
    Для ленивых: автор предыдущего  коммента описывает свои фобии, тараканы и склонности к некрофилии. Как у него это с месой параллелится - науке не известно.
     
  • 7.56, Аноним (14), 04:31, 23/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    >Ядро Linux 2.6.9, Glibc 2.3, GTK 2.6, KDE 3.3, XFree86 4.3.0, X.Org 6.9.0.

    Ну и зачем тебе две оконные системы? Самый годный дистрибутив был ASP-Linux 9.2, который почти RedHat 9 (последний нормальный редхат), но с обновлённым ядром 2.4.22, свежей XFree86, и без лишнего мусора.

     
  • 4.44, commiethebeastie (ok), 13:35, 22/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Даже тогда эта информация была протухшая. r100, r200, i865 уже поддерживали ускорение.
     

  • 1.10, Бывалый смузихлёб (?), 05:53, 22/09/2022 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    > свободной реализации API OpenGL и Vulkan

    свободной от чего ?

     
     
  • 2.15, Аноним (22), 07:25, 22/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Согласно Столлману, «Свобода ПО» означает «право пользователя свободно запускать, копировать, распространять, изучать, изменять и улучшать его». Его современная версия определения свободы ПО состоит из четырёх пунктов, пронумерованных от 0 до 3:

    Свобода запускать программу в любых целях (свобода 0).
    Свобода изучения работы программы и адаптация её к вашим нуждам (свобода 1). Доступ к исходным текстам является необходимым условием.Свобода распространять копии, так что вы можете помочь вашему товарищу (свобода 2). Свобода улучшать программу и публиковать ваши улучшения, так что всё общество выиграет от этого (свобода 3). Доступ к исходным текстам является необходимым условием.

     
     
  • 3.17, Аноним (22), 07:36, 22/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    Вот только зачем всё это нужно, отдельный вопрос. Ведь если потребитель получает качественный продукт, с отличными потребительскими качествами, то у него нет причин что-то там изучать и улучшать. Потребитель может знаться другими, более полезными делами.
     
     
  • 4.21, Аноним (14), 07:45, 22/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Есть одна свобода, которая нужна любому пользователю вне зависимости от потребительских качеств -- возможность передать сыну по наследству, или продать, когда деньги будут нужны.
     
     
  • 5.28, 1 (??), 09:11, 22/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    И причём тут "свобода" ? Это не свобода - это законы сообщества (например при коммунизме всё общее), а значит ограничение.
     
     
  • 6.40, Аноним (40), 13:02, 22/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Вощем-то верно. Этот мощнейщий промах столмане, кмк: ради, наверное, популизма, назвать права или ограничения - свободами. Всё было бы красиво, если скопировать из коммента и выше и поменять:
    "Право запускать программу в любых целях.
    Право изучения работы программы и адаптации её к вашим нуждам. Доступ к исходным текстам является необходимым условием.
    Право распространять копии, так что вы можете помочь вашему товарищу.
    Право улучшать программу и публиковать ваши улучшения, так что всё общество выиграет от этого. Доступ к исходным текстам является необходимым условием."
    Естественней звучит, да? Но не так громко и пафосно.
     
     
  • 7.47, Аноним (47), 16:44, 22/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Право передвигаться тогда уж Правильно Столлман написал Свобода это отсутствие... большой текст свёрнут, показать
     
  • 5.43, Аноним (22), 13:29, 22/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Свободное по не возможно передать по наследству, ведь как можно передать по наследству или продать то что и так у всех есть?
    Значит свободное по нарушает свободу передачи по наследству и свободу продать когда деньги нужны.
     
     
  • 6.57, Аноним (14), 04:34, 23/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    С чего бы оно "было у всех"? Нигде ни в GPL, ни в программных статьях Столлмана не написано, что должно быть "у всех". Было только что "купивший имеет право распоряжаться в той же степени, в которой распоряжался продавец". Что логично, частная собственность.

     
  • 4.35, Аноним (35), 12:17, 22/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Потребитель может получить качественный (закрытый) продукт с отличными качественными зондами.
     
     
  • 5.42, Аноним (22), 13:26, 22/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Это не важно. Если зонты удобные, то это не имеет значения
     
  • 4.37, Аноним (40), 12:58, 22/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Опен или фрисофтваре нужно, чтобы утащить сей качественный продукт на свою неведомую платформу, и чтобы прекрасный производитель качественного продукта не заботился, что его продукт не работает на Haiku, или ещё где. Ну или не сетовал, что "нам некогда / нет дела до сборки на 20 разных дистрибах линукса". Ты просто идёшь, и трахаешься с этим сам. Все довольны.
     
  • 2.16, Аноним (22), 07:28, 22/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Свобода ДЛЯ того чтобы: запускать, копировать, распространять, изучать, изменять и улучшать его
     

  • 1.23, Full Master (?), 08:15, 22/09/2022 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    LLVM для сборки больше не требуется?
     
     
  • 2.24, Аноним (24), 08:23, 22/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –2 +/
    А оно и не нужно было, лол
     
  • 2.34, Аноним (35), 12:14, 22/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    До Mesa-22 radeon можно было собрать без LLVM. Вроде, отдельную ветку Amber организовали для классических драйверов.
     
  • 2.61, Аноним (61), 03:16, 24/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    А шейдеры как компилировать будешь?
     

  • 1.25, Аноним (25), 08:39, 22/09/2022 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Версии все добавляются, а у меня все так же на винде поддерживается последний вулкан, а на линухе с той же видюхой только 1.1, что не позволяет запускать вино с эмуляцией d3d 10/11/12.
     
     
  • 2.27, AleksK (ok), 09:01, 22/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Выкинь свой 1050 и купи нормальную видюху
     
  • 2.36, Аноним (36), 12:46, 22/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Последний хороший d3d был 8.1
     

  • 1.46, Аноним (46), 14:41, 22/09/2022 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +1 +/
    Кто-нибудь не ленивый может рассказать, что такое Mesa, OpenGL, Vulkan программно. Что дают аппаратно?
     
     
  • 2.50, AleksK (ok), 19:43, 22/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Кто-нибудь не ленивый может рассказать, что такое Mesa, OpenGL, Vulkan программно. Что
    > дают аппаратно?

    Это аналог DirectX с винды точнее его графической части. Opengl старая медленная реализация, а Vulkan новая и быстрая, настолько быстрая, что некоторые игры транслированные с dx на vulkan под wine идут быстрее чем на винде.

     
  • 2.53, Beta Version (ok), 20:06, 22/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    OpenGL и Vulkan - графические интерфейсы для связи софта с железом, чтобы авторам софта не приходилось самим учить их софт работе с каждой железкой по отдельности. Сделал графику в игре на Vulkan - теоретически, твоя игра сможет работать с любой видеокартой, поддерживающей Vulkan.

    Mesa3D - одна из программных реализаций OpenGL и Vulkan.

     

  • 1.55, андрей (??), 00:46, 23/09/2022 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    почти уже заканчивается 2022 год. так нормального драйвера под 4 малину, а об более ранних вообще не говорю, так и не написали. как каким то чудом объявился дегенеративный  якобы 1.0, так и из релиза в релиз оно перескакивает, совершенно не развиваясь.
     
     
  • 2.59, анон (?), 06:59, 23/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Вопросы к авторам малины, которые решили покормить бродкомом вместо нормального вендора.
     
     
  • 3.60, анон (?), 07:08, 23/09/2022 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Есть роутеры с бродкомом вместо вайфая, очень рады решением вендора, 10 нвидия из 10.
     

  • 1.58, Я (??), 05:32, 23/09/2022 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    ой как интересно а чего эти новые типы шейдеров дают?
     
  • 1.62, Аноним (62), 17:49, 24/09/2022 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    > Релиз Mesa 22.2, свободной реализации OpenGL и Vulkan

    и OpenCL, который давно не шивелица.

     

     Добавить комментарий
    Имя:
    E-Mail:
    Текст:



    Спонсоры:
    PostgresPro
    Inferno Solutions
    Hosting by Hoster.ru
    Хостинг:

    Закладки на сайте
    Проследить за страницей
    Created 1996-2022 by Maxim Chirkov
    Добавить, Поддержать, Вебмастеру