The OpenNET Project / Index page

[ новости /+++ | форум | wiki | теги | ]

Список открытого ПО, бывшего изначально закрытым

22.10.2008 12:28

Все больше коммерческих компаний решаются на открытие своих разработок под свободными лицензиями. Ниже представлен список известных открытых проектов, ранее доступных только под проприетарными лицензиями. И хотя для многих пунктов из этого списка выпускаются коммерческие сборки, они также достойны упоминания как назидательные примеры:

  • Adobe Flex - набор технологий для разработки и внедрения интернет-приложений, основанных на Flash. Первоначально выпущенный в марте 2004 года как Macromedia Flex Data Services, сменил лицензию на MPL в 2007 году.
  • Apache Derby - RDBMS на Java, встраиваемая в соответствующие приложения. Выпущена в 2004 году из IBM и подарена фонду ПО Apache.
  • Bitstream Vera - это шрифт (начертание), выпускаемый компанией Bitstream. Он имеет полный hinting и Type1-версию ( Bera ). Благодаря совместным с фондом GNOME усилиям он поменял лицензию в 2003 году.
  • Blender - пакет для 3D моделирования, в 1996 году являлся проприетарной разработкой, в 2003 году лицензия была изменена на GPL.
  • Duke Nukem 3D - персональная игра-шутер, выпущенная в 1996 г. 3D Realms и Apogee Software. Она поменяла лицензию на GPL в 2003 г.
  • Doom - первопроходец жанра сетевых многопользовательских 3D-шутеров со стилевыми расширениями на PC, выпущенный в 1993 г. Id Software. После открытия его исходников под строгой лицензией в 1997 г., его лицензия была изменена на GPL в 1999 г.
  • Netscape Navigator - популярный на протяжении всех 90-х веб-броузер. Он был практически вытеснен Internet Explorer'ом к 2002 г., не только в силу распространённости Windows, но и по причине недостатка инноваций в нём после конца 90-х. Его исходники были открыты под MPL в 1998 г.
  • Id Tech II и III, ранее известные как "движки Quake 2 и Quake 3 Arena" - это игровые движки, разработанные Id Software изначально для использования в своих играх Quake 2 и Quake 3. С момента выпуска были лицензированы к использованию в некоторых других играх. В 2001 и 2005 гг. соответственно лицензия была сменена на GNU GPL.
  • Java - язык программирования, лежащий в основе соответствующей платформы Sun Microsystems. Унаследовав основные черты от C++, он имеет более простую объектную модель и меньше низкоуровневых черт. в 2006-2007 гг. основная часть компилятора и среды исполнения была выпущена под GPL, а остальная часть, будучи зависимой от сторонних поставщиков - ожидается к открытию в 2008-2009 гг.
  • Qt - кроссплатформенный программный каркас (фреймворк), в основном известный по таким приложениям, как Opera, Skype, Google Earth и др. Выпущенный в 1991 г. сменил лицензию на Q Public License ( QPL) в 1999 г.
  • Open Sound System (OSS) - стандартный для Unix интерфейс работы со звуком, нацеленный на унификацию работы с аппаратным обеспечением звука. Также этим термином обозначают соответствующие части ядра. В 2007-2008 гг. производитель, 4Front Technologies, открыл исходники этого ПО соответственно под: CDDL для OpenSolaris, GPL под Linux и BSD под FreeBSD.
  • SecondLife, сокращённо SL, представляет собой игру в виртуальную реальность ( включая 3D-аватары, города, деньги ) с элементами социальных сетей. Будучи разработанной в 2003 г. компанией Linden Labs, сокращённо LL, представляет собой собственнический онлайн-сервис, исходники клиента к которому были открыты в 2007 г. под GPLv2.
  • SimCity - ПО "конструктора" городов, который разработал Will Wright в компании Maxis в 1989 г. На протяжении жизненного цикла осуществлялось портирование на разные платформы. В 2008 г. исходный код был выпущен под GPLv3 в связи с дарением проекту OLPC.
  • Solaris, OS компании Sun Micorsystems, была выпущена в 1992 г. как продолжение SunOS, сертифицирована по Single Unix Specification. Сейчас большинство базы кода открыто под эгидой OpenSolaris.
  • Компилятор Watcom ( С/С++), отличающийся для разработчиков под DOS повышенной скоростью выполнения кода, был первым, кто поддерживал защищённый режим процессора Intel 80386. В середине 90-х большинство технически продвинутых игр, такие, как Doom и Duke Nukem 3D, были собраны именно им. В 2003 г. бесплатная версия была выпущена под названием OpenWacom.
  • OpenOffice.org, офисный пакет, исходные тексты которого были открыты в июле 2000 года компанией Sun Microsystems, через год после поглощения компании StarDivision. На базе исходных текстов OpenOffice.org выпускается коммерческий пакет StarOffice.

Из неразвёрнутых примеров остаются: RealPlayer Helix, VirtualBox, kqemu, vmware tools, astromenace, komodoedit, qnx, Cuneiform OCR, Tesseract OCR, YaST, Hula, Firebird ( InterBase), Eclipse, OpenVZ (Virtuozzo) и многие другие.

  1. Главная ссылка к новости (http://www.junauza.com/2008/03...)
  2. OpenNews: 10 самых известных форков свободного ПО
Автор новости: Peter Vereshagin
Источник: linuxtoday.com
Тип: Обобщение
Короткая ссылка: https://opennet.ru/18518-opensource
Ключевые слова: opensource
Поддержать дальнейшую публикацию новостей на OpenNET.


Обсуждение (17) Ajax | 1 уровень | Линейный | +/- | Раскрыть всё | RSS
  • 1.3, Аноним (3), 14:16, 22/10/2008 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    OpenGL ;)
     
     
  • 2.6, Анонимус (?), 16:03, 22/10/2008 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    >OpenGL ;)

    ОпенГЛ это открытая спецификаця, а не ПО.
    В Mesa это реализация этой спецификации в линукс...

     

  • 1.7, Аноним (7), 16:12, 22/10/2008 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Warzone2100
     
  • 1.8, Аноним (7), 16:32, 22/10/2008 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    На самом деле такого ПО -- дохрена.
     
  • 1.9, aperon (?), 16:50, 22/10/2008 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Qt уже GPL.
     
     
  • 2.10, Andrey Mitrofanov (?), 16:56, 22/10/2008 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    >Qt уже GPL.

    Причём давно. google.ru : qt gpl released ~Конец 2000-го.

    Но да, _яркий_ пример Свободного ПО, бывшего некогда закрытым. Небольшой нюанс с одним (теперь - другим %) ) "держателем" проекта/кода и несвободным "свечным заводиком" -- опустим для ясности.

     
  • 2.13, Дмитрий Т (?), 11:16, 23/10/2008 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Только надо не забывать, что QT это библиотека и для неё не мешало бы иметь лицензию библиотечную, то есть GNU LGPL, а не просто GPL. На деле мы сейчас имеем в http://trolltech.com/developer/faqs

    "Can I now use Qt for free everywhere?
    Answer:

    No, this is not the case. You can use Qt for free only if you are writing Open Source software following the obligations of the GPL license. You will then need to publish the source code of your software for free, unlimited re-use and re-distribution by anyone for any purpose.

    If you, for any reason, should be unable or unwilling to do this, you need to buy a commercial license."

    Соответственно я QT не использую, так как QT под GPL позволяет писать только свободные программы, а я не только свободные пишу. Покупать постоянно комерческие лицензии QT, при наличии по настоящему свободных альтернативных библиотек, желания нет. К примеру, GTK библиотека лицензирована под LGPL 2.1.

     
     
  • 3.14, aperon (?), 13:32, 23/10/2008 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Если Вы пишете коммерческий софт, то, как по нынешним временам, то не такие уж и сумасшедшие деньги стоит Qt, чтобы ее не купить.
     
     
  • 4.20, northbear (??), 11:34, 24/10/2008 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    >Если Вы пишете коммерческий софт, то, как по нынешним временам, то не
    >такие уж и сумасшедшие деньги стоит Qt, чтобы ее не купить.
    >

    А зачем? С какой стати, я должен из своего кармана покупать коммерческую лицензию? Тем более, если заказчик в ТЗ не оговаривает его использования.
    Вряд ли заказчик, такой лох, что возьмет это на себя, а я тем более найду куда потратить эти деньги.

     
     
  • 5.21, aperon (?), 12:15, 24/10/2008 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Коммерческая лицензия на Qt покупается один раз и на всю жизнь, насколько я в курсе.
     
  • 3.18, Andrey Mitrofanov (?), 16:39, 23/10/2008 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    >QT это библиотека и для неё не мешало бы иметь лицензию библиотечную

    А ещё и библиотечный абонемент, ага? Специально для Вас: эта лицензия _давно_ не "library", а "lesser general". Какой сюрприз, правда?

    Для Вас, вероятно, также будет новостью, что лицензии GNU/FSF писались для предоставления  свободы _пользователю_ ПО, а не [частному случаю -] разработчику, в ущерб остальным.

    Так "просто" %) совпало, что многие программеры-таки пользуются тем, что пишут, и многие воспользовались правом [до]писывать то, чем свободно пользуются.

    >то есть GNU LGPL, а не просто GPL

    Интересное наблюдение, но да, GPL по-проще %) будет.

    >только свободные программы, а я не только свободные пишу.

    Так же совпало, что "несвободные" программеры ищут "сорцов"/библиотек под более другими лицензиями. Не беспокойтесь _именно_ так и было задумано.

    >Покупать постоянно
    >желания нет.

    Вы _свободны_ не покупать, что Вы и делаете. Какое преимущество свободной лицензии! :-P

    >К примеру, GTK библиотека лицензирована под LGPL 2.1.

     

  • 1.11, Square (ok), 22:36, 22/10/2008 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Увидел новость про SecondLife... обрадовался .. поставил... фу, какой отстой ваша заливная рыба...
     
     
  • 2.17, Peter Vereshagin (?), 16:12, 23/10/2008 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    на своём рынке это бесспорный намба ван.
     

  • 1.12, klalafuda (?), 01:23, 23/10/2008 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/

    это только мне одному кажется, что изрядная часть из приведённого списка - трупы, причём давно и видимо уже навсегда? :)

    ps: нет, конечно, java/qt/blender - это здорово. но пихать в тот же ряд watcom, simcity и игрушки - это уже явный диссонанс.

    // wbr

     
     
  • 2.15, dct (??), 15:26, 23/10/2008 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    ИМХО, всеже зря вы так.. Компилятор, хоть как неплохой вариант ознакомиться с чужой и в сове время очень неплохой разработкой, кто знает, сколько людей и на что это подвигло?..

    Игрушки та штучка прикрутив которую есть реальный шанс шагнуть на ступеньку выше, и кстати очень неплохая школа для программистов вообще.. Я конечно не уверен, но попытка написать какуюнибудь хотябы маленькую фигню есть в карьере чуть ли не каждого программера...

    Так что больше, больше, больше... разных всяких.. плюсы будут.

     
     
  • 3.19, klalafuda (?), 00:45, 24/10/2008 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > ИМХО, всеже зря вы так.. Компилятор, хоть как неплохой вариант ознакомиться с чужой и в сове время очень неплохой разработкой, кто знает, сколько людей и на что это подвигло?..

    ознакомиться? ну-ну. и врагу в страшном сне не пожелаю ковыряться во внутренностях watcom-а :) что, впрочем, подтверждается наблюдением, что проект уже де-факто мёртв на протяжении как минимум трех-четырёх лет лет. наверное, он просто никому не нужен.

    ps: хотя да, в своё время был хороший продукт. лет десять назад с гаком. прекрасный был продукт.

    > Игрушки та штучка прикрутив которую есть реальный шанс шагнуть на ступеньку выше, и кстати очень неплохая школа для программистов вообще.. Я конечно не уверен, но попытка написать какуюнибудь хотябы маленькую фигню есть в карьере чуть ли не каждого программера...

    я к тому, что бОльшая часть из перечисленных выше игрушек уже успела отпраздновать своё десятилетие и ни одна из них уже сто лет как не является мейнстримом. dn3d? когда же я в него первый раз играл? лет 12ть назад то точно а то и больше. и ковыряться в их коде - то-же удовольствие ещё то [приходилось его и портировать и переписывать] а уж взваливать это на молодые неокрепшие плечи - это вообще преступление.

    > Так что больше, больше, больше... разных всяких.. плюсы будут.

    да нет, бога ради - я ни чуть не против и пусть будет больше и разных :)

    // wbr

     

  • 1.16, Loafer (??), 15:45, 23/10/2008 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Старьё с игрушками притянули, поувесистее должен быть список....
     

     Добавить комментарий
    Имя:
    E-Mail:
    Текст:
    При перепечатке указание ссылки на opennet.ru обязательно



    Спонсоры:
    Inferno Solutions
    Hosting by Hoster.ru
    Хостинг:

    Закладки на сайте
    Проследить за страницей
    Created 1996-2021 by Maxim Chirkov
    Добавить, Поддержать, Вебмастеру