The OpenNET Project / Index page

[ новости /+++ | форум | wiki | теги | ]

01.02.2012 21:53  Wikipedia будет использовать Lua в качестве языка для разработки шаблонов

На встрече разработчиков wiki-движка MediaWiki, используемого для обеспечения работы Wikipedia, принято решение по задействованию языка Lua для разработки шаблонов. Используемая в настоящее время система шаблонов не устраивает разработчиков из-за излишней усложнённости и низкой эффективности. Интеграция Lua в MediaWiki начнётся не раньше мая, после выхода релиза MediaWiki 1.19 и миграции проекта на систему управления исходными текстами Git.

Шаблоны позволяют пользователям MediaWiki автоматизировать создание типового контента, включаемого в другие страницы, и создавать инструменты для манипуляции данными, превращая wikitext в некое подобие языка программирования. В настоящее время шаблоны для MediaWiki создаются с использованием дополнительной wiki-разметки и расширения ParserFunctions, что создаёт существенные ограничения на функциональность и приводит к затратам значительных ресурсов при выполнении. Намерение перейти к использованию в шаблонах полноценного языка программирования назрело уже давно, но возникла проблема выбора: развернулась жаркая дискуссия между сторонниками Javascript/WikiScript и Lua.

В итоге победил Lua, главным образом благодаря технически более простой интеграции в проект. Среди других достоинств было названо: эффективная работа с памятью, высокая производительность (применяется JIT-компиляция, что делает Lua быстрее PHP с использованием Zend), компактность и изначальная ориентация на эффективное встраивание в сторонние приложения. Работа над экспериментальным прототипом на базе Lua началась в прошлом году и уже показала, что можно существенно увеличить производительность системы шаблонов.

  1. Главная ссылка к новости (http://developers.slashdot.org...)
  2. OpenNews: Релиз языка программирования Lua 5.2
Лицензия: CC-BY
Тип: К сведению
Ключевые слова: lua, mediawiki, wikipedia
При перепечатке указание ссылки на opennet.ru обязательно
Обсуждение Ajax/Линейный | Раскрыть все сообщения | RSS
 
  • 1.1, dq0s4y71 (??), 22:36, 01/02/2012 [ответить] [показать ветку] [···]     [к модератору]
  • –4 +/
    Обалдеть Разметка - усложнённо и неэффективно, а jit-компилятор - самое то Я, ... весь текст скрыт [показать]
     
     
  • 2.8, Аноним (-), 23:47, 01/02/2012 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +8 +/
    > Обалдеть! Разметка - усложнённо и неэффективно, а jit-компилятор - самое то.

    Уж всяко лучше, чем используемый сейчас парсер, написанный на PHP и тормозящий так, что от шаблонов приходится отказываться.

     
     
  • 3.24, anonymous (??), 07:40, 02/02/2012 [^] [ответить]     [к модератору]  
  • +/
    Да круто Вся вики на пхп а для шаблонов нужно юзать ЛУА 5 Вообще как я понял ... весь текст скрыт [показать]
     
     
  • 4.42, Аноним (-), 14:06, 02/02/2012 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • –3 +/
    > осилят и перепишут ВСЕ хотя бы на питон.

    А это вообще ультрамегатормоз да еще с ушибленным на голову синтаксисом.

     
     
  • 5.66, kem (?), 19:17, 02/02/2012 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • –1 +/
    Синтаксисы Python и Lua очень похожи, так что аргумент как минимум странен
     
     
  • 6.70, Аноним (-), 20:46, 02/02/2012 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +1 +/
    > Синтаксисы Python и Lua очень похожи, так что аргумент как минимум странен

    Синтаксисы Python и Lua совсем не похожи, так что аргумент как минимум странен

     
  • 3.65, Gambler (ok), 18:58, 02/02/2012 [^] [ответить]     [к модератору]  
  • +1 +/
    В PHP есть встроенный парсер темплейтов Достаточно эффективный, написанный на С... весь текст скрыт [показать]
     
     
  • 4.67, Аноним (-), 20:19, 02/02/2012 [^] [ответить]     [к модератору]  
  • +/
    Перечитайте новость темплеты в понимании mediawiki мало коррелируют с темплетами... весь текст скрыт [показать]
     
  • 1.2, Аноним (-), 22:43, 01/02/2012 [ответить] [показать ветку] [···]    [к модератору]  
  • +/
    Хм, по-моему это уже оверкилл - написание энкицлопедии это ... программирование?!?
     
     
  • 2.7, Eddhie (ok), 23:45, 01/02/2012 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • –3 +/
    Веб-программирование, не?
     
  • 2.14, Аноним (-), 00:29, 02/02/2012 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • –3 +/
    > Хм, по-моему это уже оверкилл - написание энкицлопедии это ... программирование?!?

    Да. И использование любых языков разметки, включая простейшие bb-коды, тоже можно назвать программированием.

     
     
  • 3.29, Аноним (-), 09:00, 02/02/2012 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +4 +/
    > включая простейшие bb-коды, тоже можно назвать программированием.

    Нельзя: bb-коды не являются полным по Тюрингу языком программирования и на этом невозможно написать полноценную программу.

     
     
  • 4.33, Ваня (??), 11:24, 02/02/2012 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • –5 +/
    Тьюринг не жил во времена когда можно под любой бзик донейтить по 100 лямов зелени под угрозой полного закрытия проекта ;)
     
     
  • 5.37, Аноним (-), 12:34, 02/02/2012 [^] [ответить]     [к модератору]  
  • +/
    От вики по крайней мере польза есть, в отличие от некоторых Почему бы и не задо... весь текст скрыт [показать]
     
     
  • 6.72, Тот_Самый_Анонимус (?), 13:39, 04/02/2012 [^] [ответить]     [к модератору]  
  • +/
    Если бы авторам, которые работают на правах литературных негров, хоть грош переп... весь текст скрыт [показать]
     
  • 5.45, Клыкастый (ok), 14:16, 02/02/2012 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +/
    Вы хотели написать "во времена, когда операционка втюхивается вместо с железом без механизма возврата средств, а ФАС, которое должно за это дрючить непереставая, благославляет", но дрогнула рука...
     
     
  • 6.47, Ваня (??), 14:26, 02/02/2012 [^] [ответить]     [к модератору]  
  • +/
    В этой стране под властью этих людей ни ФАС, ни ЦИК, ни налоговая, ни уг розыск,... весь текст скрыт [показать]
     
     
  • 7.58, Аноним (-), 17:21, 02/02/2012 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +/
    > лет вы до сих пор этому так искренне удивляетесь.

    Ну то-есть, по твоей логике, раз ты пиаришь MS то и за едро наверное должен ратовать.

     
  • 7.61, Клыкастый (ok), 17:42, 02/02/2012 [^] [ответить]     [к модератору]  
  • +1 +/
    А в твоей стране MS не подходит под антимонопольное с 90 рынка Анитимонопольщ... весь текст скрыт [показать]
     
  • 7.73, Тот_Самый_Анонимус (?), 13:41, 04/02/2012 [^] [ответить]     [к модератору]  
  • +1 +/
    В этой стране свободы намного больше, чем в некоторых Здесь оппозиция может сво... весь текст скрыт [показать]
     
  • 2.53, terr0rist (ok), 15:09, 02/02/2012 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +1 +/
    не путайте написание собственно энциклопедии (содержания) с написанием софта для неё. Издательство книг тоже состоит не только в написании контента для них.
     
  • 1.3, konfuji (ok), 22:52, 01/02/2012 [ответить] [показать ветку] [···]    [к модератору]  
  • +11 +/
    Молодцы, вместо переписывания жмущего им PHP(не рассчитанного на проекты подобного масштаба) и написания велосипедного языка с VM и JIT(как сейчас модно) они используют уже готовое апробированное решение, такое здравомыслие нынче — большая редкость.
     
     
  • 2.4, Аноним (-), 23:20, 01/02/2012 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • –2 +/
    Все бы ничего, только как я понимаю они предлагают это не своим програмерам, а _ЮЗЕРАМ_ вики!
     
     
  • 3.5, Евгений (??), 23:42, 01/02/2012 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +/
    Также Lua эффективно применяется для создания скриптов для DC-хабов...
     
     
  • 4.30, Аноним (-), 09:01, 02/02/2012 [^] [ответить]     [к модератору]  
  • –2 +/
    В отличие от вики это надо полутора варезникам, у которых после принятия ACTA ос... весь текст скрыт [показать]
     
  • 3.40, anonymous (??), 13:15, 02/02/2012 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +3 +/
    Юзерам World of Warcraft осилить Lua не составило большого труда.
     
     
  • 4.43, Аноним (-), 14:08, 02/02/2012 [^] [ответить]     [к модератору]  
  • –1 +/
    Интересно, это такая похвала хомякам из вовы или это такое опускание языка А то... весь текст скрыт [показать]
     
     
  • 5.52, qwe (??), 15:05, 02/02/2012 [^] [ответить]     [к модератору]  
  • +/
    Там скриптинг на Lua ... весь текст скрыт [показать]
     
     
  • 6.77, Другой аноним (?), 23:22, 07/02/2012 [^] [ответить]     [к модератору]  
  • +/
    Вы видели код этих самых пользовательских модификаций World of Warcraft а А я в... весь текст скрыт [показать]
     
  • 5.75, anonymous (??), 02:31, 05/02/2012 [^] [ответить]     [к модератору]  
  • +1 +/
    Погугли перед тем как писать умный комментарий Lua уже давно используется в п... весь текст скрыт [показать]
     
  • 4.64, очередной Аноним (?), 18:35, 02/02/2012 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +1 +/
    Далеко не каждый игрок в вов осваивает скриптовый язык в нем.
    Это всеравно что сказать что каждый игрок в рагнароке в совершенстве владеет перлом.
     
  • 2.56, Аноним (-), 16:57, 02/02/2012 [^] [ответить]     [к модератору]  
  • +2 +/
    Дело в том, что фонд Викимедиа не зарабатывает денег, его цель - поддерживать ра... весь текст скрыт [показать]
     
  • 1.6, жабабыдлокодер (ok), 23:45, 01/02/2012 [ответить] [показать ветку] [···]    [к модератору]  
  • –9 +/
    Если уж использовать JIT, то тогда почему не ява? Хотя бы потому, что жабакодеров порядка на 4 больше, чем ЛУАкодеров.
     
     
  • 2.10, Аноним (-), 00:03, 02/02/2012 [^] [ответить]     [к модератору]  
  • +5 +/
    Очевидно, в случае с жабой интеграция в проект будет технически менее простой К... весь текст скрыт [показать]
     
  • 2.21, ILYA INDIGO (ok), 04:27, 02/02/2012 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +/
    Хотя бы потому, что Java - это программный язык, а не скриптовый!
     
  • 2.31, Аноним (-), 09:05, 02/02/2012 [^] [ответить]     [к модератору]  
  • +/
    Лучше уж тогда JS В оном JIT уже тоже есть, а веб-народцу он как-то привычнее, ... весь текст скрыт [показать]
     
  • 1.12, ixti (ok), 00:23, 02/02/2012 [ответить] [показать ветку] [···]    [к модератору]  
  • –4 +/
    <trollmode>
    Зря! ИМХО это лучше NodeJS поручить. "Очень удобно писать на одном и том же языке и на сервере и на клиенте!" (тм)
    </trollmode>
     
     
  • 2.13, Аноним (-), 00:28, 02/02/2012 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +5 +/
    > "Очень удобно писать на одном и том же языке и на сервере и на клиенте!" (тм)

    Даешь встроенный в браузер интерпретатор пыха!

     
     
  • 3.35, Аноним (-), 12:30, 02/02/2012 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +/
    > Даешь встроенный в браузер интерпретатор пыха!

    Во, я и смотрю. Народу не нравится node.js в браузере - сразу пых подавай :). Так, чисто по оценкам коментов.

     
  • 2.15, Аноним (-), 00:46, 02/02/2012 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • –1 +/
    > Очень удобно писать на одном и том же языке и на сервере и на клиенте!

    А я уже давно говорю — нужно использовать в качестве языка для веб программирования Lua. Быстро! Дёшево! Качественно!

     
     
  • 3.36, Аноним (-), 12:31, 02/02/2012 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +/
    > Быстро! Дёшево! Качественно!

    ...но в любой момент времени вы можете выбрать только 2 из этих 3... :P

     
  • 1.34, Аноним (-), 12:04, 02/02/2012 [ответить] [показать ветку] [···]     [к модератору]  
  • +/
    Сам изучаю lua и с одной стороны - очень круто, с другой кошмарный п ц типа хр... весь текст скрыт [показать]
     
     
  • 2.38, edo (ok), 12:44, 02/02/2012 [^] [ответить]     [к модератору]  
  • +/
    для embedded есть патч, позволяющий в завсимости от значения хранить числа в i... весь текст скрыт [показать]
     
     
  • 3.48, Аноним (-), 14:46, 02/02/2012 [^] [ответить]     [к модератору]  
  • +/
    Судя по документации, не нужно никаких патчей - можно банально указать свой тип ... весь текст скрыт [показать]
     
     
  • 4.50, Аноним (-), 14:53, 02/02/2012 [^] [ответить]     [к модератору]  
  • +/
    Забыл добавить что минусом это остаётся, учитывая что по умолчанию double и чтоб... весь текст скрыт [показать]
     
  • 2.39, Andrey Mitrofanov (?), 12:52, 02/02/2012 [^] [ответить]     [к модератору]  
  • –1 +/
    Ознакомьтесь с Why not Lua Жулиена Данжу, там список фич подлиннее ... весь текст скрыт [показать]
     
     
  • 3.44, Аноним (-), 14:10, 02/02/2012 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • –2 +/
    > Ознакомьтесь с "Why not Lua" Жулиена Данжу, там список "фич" подлиннее.

    Да вообще какой-то извращенский язык. Смесь паскаля и яваскрипта.

     
  • 3.49, Аноним (-), 14:52, 02/02/2012 [^] [ответить]     [к модератору]  
  • +1 +/
    Знаком, статья вызвала только сомнение в квалификации автора Кроме No referenc... весь текст скрыт [показать]
     
     
  • 4.60, Аноним (-), 17:23, 02/02/2012 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +/
    > чушь, либо наоборот плюсы.

    "а это вообще не баг а фича!" (стандартная мантра любого разработчика)

     
     
  • 5.68, Аноним (-), 20:31, 02/02/2012 [^] [ответить]     [к модератору]  
  • +/
    Во-первых, не любого Во-вторых, зачастую это так и есть В Это про свой код, и ... весь текст скрыт [показать]
     
  • 1.41, cobold (ok), 14:01, 02/02/2012 [ответить] [показать ветку] [···]    [к модератору]  
  • –1 +/
    я несколько лет работал на одном проекте с xslt в качестве языка шаблонов, и скажу что после него другие движки выглядят просто несерьёзно. Да, порог вхождения там кочечно соответствующий, новичкам требуется 2-3 недели полный день штудировать язык и чужой код, пока смогут своё писать, но потом никто не жаловался. Используй его википедия, юзеры бы наверное поначалу взвыли, зато через несколько лет стал бы стандартом в вебё.
     
     
  • 2.46, Клыкастый (ok), 14:19, 02/02/2012 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +/
    > Используй его википедия, юзеры бы наверное поначалу взвыли, зато через несколько лет

    ...проект бы закрылся.

     
  • 2.51, Аноним (-), 14:55, 02/02/2012 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +2 +/
    Толсто. XML и XSLT вообще не место в этом мире. Более того, вы видимо "языка шаблонов" в глаза не видели, потому что XSLT кроме того что уродлив, ещё и дико ограничен.
     
  • 2.54, terr0rist (ok), 15:23, 02/02/2012 [^] [ответить]     [к модератору]  
  • +/
    Мой опыт работы с xslt для веб-проекта, года 4 назад 1 Лично мне не потребов... весь текст скрыт [показать]
     
     
  • 3.55, cobold (ok), 16:41, 02/02/2012 [^] [ответить]     [к модератору]  
  • +/
    вероятно причина того что Вы описали как раз кроется в первом пункте Надо думат... весь текст скрыт [показать]
     
     
  • 4.69, Аноним (-), 20:35, 02/02/2012 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +/
    > вероятно причина того что Вы описали как раз кроется в первом пункте.

    Я видел как на XSLT мучался полтора года целый отдел профессионалов, так что нет, не кроется. Просто XSLT - убожество.

     
     
  • 5.71, ffff (?), 23:08, 02/02/2012 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +1 +/
    >Просто XSLT - убожество.

    ах как я вас понимаю

     
  • 3.62, Аноним (-), 17:52, 02/02/2012 [^] [ответить]     [к модератору]  
  • +/
    Ага, ЩАЗ 1 Размер сообщения заранее неизвестен Если кто пошел в разнос и лье... весь текст скрыт [показать]
     
  • 3.74, mf (ok), 00:27, 05/02/2012 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • –1 +/
    >Лично мне не потребовалось 2-3 недели.

    В этом и проблема
    Писали мы как-то с приятелем курсач на асме (машинку двигать), первый раз в жизни, на завтра. Тогда ещё интернетов небыло. Язык увидели первый раз в жизни. Ваш асм полное говно:
    >1. Лично мне не потребовалось 2-3 недели.
    >2. Написал 200К байт шаблонов (за месяц).
    >3. Понял, что сделать так, чтобы во всех шаблонах не повторялось одно и то же по 100500 раз, невозможно.
    >4. Понял, что чтобы вставить 1 символ, надо написать 100500 тегов xml/xslt
    >5. Понял, что некоторые вещи сделать на xslt невозможно физически.
    >6. Понял, что скорость работы этого чуда - на уровне подсчёта кубического корня из восьмидесятой степени экспоненты на ручных счётах.

     
  • 1.63, asphyx (?), 18:06, 02/02/2012 [ответить] [показать ветку] [···]    [к модератору]  
  • +/
    Нечеловеческий синтаксис Wiki-разметки и отсутствие вменяемой документации на шаблоны создают высокий порог входа для новых авторов. Написание статьи превращается в поиск по имеющимся статьям кусков кода для копипаста.
     
     
  • 2.76, alex.h (??), 11:16, 06/02/2012 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +/
    >Написание статьи превращается в поиск по имеющимся статьям кусков кода для копипаста.

    Хорошо подмечено!

     

     Добавить комментарий
    Имя:
    E-Mail:
    Заголовок:
    Текст:


      Закладки на сайте
      Проследить за страницей
    Created 1996-2019 by Maxim Chirkov  
    ДобавитьПоддержатьВебмастеруГИД  
    Hosting by Ihor