The OpenNET Project / Index page

[ новости/++ | форум | wiki | теги | ]

20.08.2010 20:23  Фиат планирует выпустить автомобиль под лицензией Creative Commons

Бразильское отделение компании Fiat представило первую в мире концепцию автомобиля, разработанную пользователями Сети (crowdsource). Подробные детали концепции Fiat Mio будут раскрыты на Международной Автомобильный выставке в октябре в Сан-Паоло. Примечательной особенностью автомобиля является то, что он распространяется под лицензей Creative Commons, согласно которой участники проекта обладают правами на свои идеи, но не на изделие в целом. В связи с этим все желающие могут видоизменять и распространять концепцию по своему усмотрению. Инициатива грозит произвести революцию в мире автомобилестроения, где каждый разрабатывает свою продукцию за наглухо запечатанными дверьми, дабы исключить возможность заимствования идей конкурентами.

Интернет-пользователей попросили присылать дизайнерские идеи год назад. С тех пор на сайте проекта зарегистрировались почти 17 тыс. человек. Поступило более 11 тыс. предложений, среди которых — колёса, вращающиеся на 90 градусов для более удобной парковки в ряд; камеры вместо зеркал заднего вида; средства связи между машинами, чтобы автоматически избегать столкновений, и многое другое.

Разработка автомобиля пока не завершена. Многие элементы всё ещё обсуждаются: например, какой выбрать тип электродвигателя, что с бортовой биометрией, какие интегрировать информационно-развлекательные системы, гаджеты, навигационные инструменты. Не определены даже материалы, которые будут использованы для изготовления корпуса, и способ открывания дверей. Проголосовать за понравившуюся идею можно на сайте проекта.

Следует отметить родственность краудсорсинга (англ. crowdsourcing, crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов») со свободным ПО, который был создан в расчете на предполагаемое желание потребителей бесплатно или за небольшую цену поделиться своими идеями с компанией, исключительно из интереса увидеть эти идеи воплощёнными в производстве. Другим успешным примером краудсорсинга в IT-сфере является проект Wikipedia, также использующий лицензию Creative Commons для публикуемых статей.

  1. Главная ссылка к новости (http://science.compulenta.ru/5...)
Автор новости: Arcturus
Тип: К сведению
Ключевые слова: opensource
При перепечатке указание ссылки на opennet.ru обязательно
Обсуждение Ajax/Линейный | Раскрыть все сообщения | RSS
 
  • 1.1, filosofem (ok), 20:41, 20/08/2010 [ответить] [показать ветку] [···]     [к модератору]
  • –6 +/
    Ага, присылайте свои идеи, а мы патентовать будем 5 баллов хитрозадым итальяшка... весь текст скрыт [показать]
     
     
  • 2.5, Arcturus (ok), 21:02, 20/08/2010 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +/
    Под лицензией CC будет распространяться только _ДИЗАЙН_ авто (на текущий момент), что никак не влияет на запатентованность винтиков (железа в прямом и переносном смысле слова). Т.е. впоследствии можно будет выпускать авто с таким дизайном на заводах Volvo, Ford, Жигули (почему бы и нет?) со своими проприетарно-запатентованными (хоть заГОСТизированными) винтиками.

    "Москва не сразу строилась".

     
     
  • 3.10, filosofem (ok), 23:02, 20/08/2010 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +/
    Проблема в том, что CC это большей частью про авторские права, а автомобили большей частью про патенты. Пока речь идет именно о дизайне, тогда смысл есть, а вот:

    >Поступило более 11 тыс. предложений, среди которых — колёса, вращающиеся на 90 градусов для более удобной парковки в ряд; камеры вместо зеркал заднего вида; средства связи между машинами, чтобы автоматически избегать столкновений, и многое другое.

    практически бессмысленно под CC регистрировать. ИМХО.
    Нужно что-то наподобие GPL, но относительно патентов. Или уже доводить идею до реализации и описывать подробно, чтобы никто ничего подобного запатентовать уже не мог. Но и в этом случае "сообщество изобретателей" ничего не выиграет.

     
     
  • 4.13, Arcturus (ok), 23:29, 20/08/2010 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +/
    >Проблема в том, что CC это большей частью про авторские права, а
    >автомобили большей частью про патенты. Пока речь идет именно о дизайне,
    >тогда смысл есть, а вот:
    >>Поступило более 11 тыс. предложений, среди которых — колёса, вращающиеся на 90 градусов для более удобной парковки в ряд; камеры вместо зеркал заднего вида; средства связи между машинами, чтобы автоматически избегать столкновений, и многое другое.
    >практически бессмысленно под CC регистрировать. ИМХО.

    Всё нормально, это тоже дизайн. "Дизайн - творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя."

     
  • 1.2, ффф (?), 20:43, 20/08/2010 [ответить] [показать ветку] [···]    [к модератору]  
  • +/
    а лицензия на станки для изголовления этой машины - АГПЛ3?
     
  • 1.3, uZver (??), 20:49, 20/08/2010 [ответить] [показать ветку] [···]    [к модератору]  
  • +/
    а разве Википедия под СС? они же вроде под GLP для документации статьи принимали.
     
     
  • 2.11, dimqua (ok), 23:15, 20/08/2010 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +/
    Когда то была GNU FDL. Теперь от нее отказались, это лицензия вышла не совсем удачной.
     
  • 1.4, Аноним (-), 20:57, 20/08/2010 [ответить] [показать ветку] [···]    [к модератору]  
  • +/
    Жуткий на вид автомобиль, отвратный. Багнутый сайт, на английский не переходит...
    Кто смог туда залезть... скажите, там детали в каком формате, какими программами открываются?
     
     
  • 2.6, Arcturus (ok), 21:11, 20/08/2010 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +/
    >Жуткий на вид автомобиль, отвратный. Багнутый сайт, на английский не переходит...
    >Кто смог туда залезть... скажите, там детали в каком формате, какими программами
    >открываются?

    Сайт действительно, блин, на бразильском, так что чтобы что-то понять нужен соответствующий спец. 8-(

    А автомобиль весьма футуристично смотрится, имхо.

     
     
  • 3.7, Недовольный аноним (?), 21:21, 20/08/2010 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +2 +/
    > Сайт действительно, блин, на бразильском,

    На португальском же.

     
     
  • 4.18, Andrew Kolchoogin (?), 13:50, 21/08/2010 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +2 +/
    >> Сайт действительно, блин, на бразильском,
    >На португальском же

    "Мальчики, не ссорьтесь!" (C) Мальвина

    Brasilian Portuguese -- даже локаль такая есть.

     
  • 1.8, x0r (??), 21:30, 20/08/2010 [ответить] [показать ветку] [···]    [к модератору]  
  • +/
    да - революционно,
    открываем Моделист-контрусктор за 85год и фигачим веломобили, авто на солнечных батареях и т.д.
    а вообще хорошо
     
  • 1.9, Oleg (??), 23:02, 20/08/2010 [ответить] [показать ветку] [···]    [к модератору]  
  • +2 +/
    Хм... очень креативненько с их стороны было перенести идеи open source из мира ПО в мир железа, пластика и т.п.
    Мне почему-то сразу подумалось об обществе, которое издает законы (управляет собой) не через каких-то непонятных выбранных личностей, а напрямую, голосованием каждого человека  по любому мало-мальски значимому поводу в своих интересах. А, да, и использует при этом для получения результата свободное ПО :-)
     
     
  • 2.14, Arcturus (ok), 23:36, 20/08/2010 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +/
    >Хм... очень креативненько с их стороны было перенести идеи open source из
    >мира ПО в мир железа, пластика и т.п.
    >Мне почему-то сразу подумалось об обществе, которое издает законы (управляет собой) не
    >через каких-то непонятных выбранных личностей, а напрямую, голосованием каждого человека  
    >по любому мало-мальски значимому поводу в своих интересах. А, да, и
    >использует при этом для получения результата свободное ПО :-)

    Не стоит также забывать и об ограничениях открытой модели... К сожалению, сайт на португальском, поэтому проблематично глянуть несколько идей из 11 тысяч. Но что-то мне подсказывает, что среди них были идеи вроде "хочу, чтобы сзади у меня было 3 колеса", или "хочу, чтобы авто ездил на гусеницах и был бронированным" ;-)

    Может, как раз то, что сайт на португальском, идей оказалось 11 000, а не 1 000 000 000 ;-)

     
     
  • 3.15, Oleg (??), 23:48, 20/08/2010 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +/
    Вряд ли это можно считать ограничением. Здравомыслящее большинство никогда не захочет ездить на трех колесах (сзади, или вообще). Или, допустим, требовать повышения тарифов на горячую воду, вместо повышения энергоэффективности производства. А если здравомыслящие люди окажутся в меньшинстве, то туда такому обществу и дорога... На трех колесах, или гусеницах.
     
     
  • 4.17, Anon (?), 12:20, 21/08/2010 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • –1 +/
    Ага. Хотите я скажу за что ещё, ваше «здравомыслящее большинство» не проголосует? Ну, вот например, за поднятие налогов или увеличение платы за коммунальные услуги, даже хоть они трижды обоснованными и очень нужными будут. Как говорилось на хабре: «админы не будут голосовать за выделение денег на новые тракторы и комбайны, а обычным людям нафиг не упёрлась информатизация страны».
    Будьте реалистами, господа. ;)
     
  • 1.12, dimqua (ok), 23:22, 20/08/2010 [ответить] [показать ветку] [···]    [к модератору]  
  • +/
    IMHO, то что они вкладывают деньги в проект под CC уже достойно уважения. И автомобиль неплохой, не то, что популярные нынче гробовозки с выхлопами.
     
     
  • 2.19, xxx (??), 16:39, 21/08/2010 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +/
    Уважения конечно достойно. Но можно у тебя спросить, у тебя есть машина?
    Популярные нынче "гробовозки с выхлопами" хотя бы я вляются универсальными транспортными средствами сильно повышающими мобильность и независимость владельца. А это обычный выкидыш дизайнерской мысли.
    И нахрена в этом яйце:
    > информационно-развлекательные системы, гаджеты, навигационные инструменты

    совершенно непонятно.

     
     
  • 3.25, dimqua (ok), 15:40, 23/08/2010 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +/
    >Но можно у тебя спросить, у тебя есть машина?

    Машины нет, и если я и буду её покупать, то естественно, придется брать "гробовозку". Но меня это не радует. Эта, конечно, тоже не идеал, но надо полагать именно подобными будут городские автомобили будущего.

     
  • 1.16, Zenitur (?), 05:34, 21/08/2010 [ответить] [показать ветку] [···]    [к модератору]  
  • +/
    Нашёл у себя каталог автомобилей citroёn. Внизу маленькими буквами написано Creative Technologie. Может, это тоже что-то такое?
     
     
  • 2.22, sshade (?), 12:33, 23/08/2010 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +/
    Это слоган их
     
  • 1.21, KERNEL_PANIC (ok), 08:35, 22/08/2010 [ответить] [показать ветку] [···]    [к модератору]  
  • +/
    Идея уникальна и интересная как для автомобилестроения, но боюсь не приживется это все, я уже не говорю про революцию. Вокруг одни пропиретарщики, которые и себя запатентуят на всякий случай.
     
     
  • 2.23, Andrey Mitrofanov (?), 12:44, 23/08/2010 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +/
    >Идея уникальна и интересная как для автомобилестроения

    Не то чтоб уникальна... У меня знакомый "мучает" Ниву -- оси поднимает, колёса немеряные прикручивает, варит там чего-то. ......а не, это не то -- АвтоВАЗ ему лицензию вряд ли дал. $)

    >Вокруг одни пропиретарщики

     
  • 1.24, Игорь (??), 15:27, 23/08/2010 [ответить] [показать ветку] [···]    [к модератору]  
  • +/
    блин, у меня дома пылесос такой-же точно...
     

     Добавить комментарий
    Имя:
    E-Mail:
    Заголовок:
    Текст:


      Закладки на сайте
      Проследить за страницей
    Created 1996-2018 by Maxim Chirkov  
    ДобавитьПоддержатьВебмастеруГИД  
    Hosting by Ihor