The OpenNET Project / Index page

[ новости /+++ | форум | wiki | теги | ]

Операционной системе Unix исполнилось 40 лет

21.08.2009 09:34

40 лет назад, в августе 1969 года, Кен Томпсон и Дэнис Ритчи из лаборатории Bell, недовольные размером и усложненностью ОС Multics, после одного месяца напряженной работы, представили первый рабочий прототип операционной системы Unix, созданный на языке ассемблер для миникомпьютера PDP-7. Примерно в это же время был разработан язык программирования Би, который несколько лет спустя эволюционировал в язык Си. В начале 1970 года к проекту присоединились Брайн Керниган, Дуглас МакИлрой и Джо Оссана, при участии которых Unix был адаптирован для PDP-11. В 1972 году разработчики отказались от языка ассемблера и частично переписали систему на высокоуровневом языке Би, а за следующие 2 года система постепенно была полностью переписана на языке Си, после чего популярность Unix в университетской среде значительно возросла.

  1. Главная ссылка к новости (http://news.bbc.co.uk/2/hi/tec...)
  2. История Unix на Wikipedia
  3. Хронология основных событий в истории ОС UNIX
  4. Операционная система UNIX. Глава 1. Основание и история Unix
Лицензия: CC-BY
Тип: К сведению
Ключевые слова: unix
При перепечатке указание ссылки на opennet.ru обязательно
Обсуждение (35) Ajax | 1 уровень | Линейный | Раскрыть всё | RSS
  • 1.3, eeyore (?), 10:18, 21/08/2009 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    http://rootprompt.org/article.php3?article=11706

    А это тогда что?

     
     
  • 2.4, allez (ok), 10:38, 21/08/2009 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    >http://rootprompt.org/article.php3?article=11706
    >
    >А это тогда что?

    Это просто напоминание о том, что Unix скоро исполнится 40 лет. Если пройти по ссылке,
    приведенной на ссылке, приведенной вами (рекурсия, однако :-)), то можно прочесть следующее:

    [b]In August 1969, Ken Thompson, a programmer at AT&T subsidiary Bell Laboratories, saw the month-long
    departure of his wife and young son as an opportunity to put his ideas for a new operating system into practice.[/b]

    Примерный перевод: "В августе 1969 года Кен Томпсон, программист Bell Laboratories (дочерней
    компании AT&T), на месяц покинул жену и маленького сына ради возможности воплотить на практике
    свои идеи насчет новой операционной системы".

    Как-то вот так. :-)

    P. S. Собственно ссылка: http://www.computerworld.com/action/article.do?command=printArticleBasic&taxo

     
     
  • 3.6, trdm (ok), 10:49, 21/08/2009 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    ну вот блин, вогнал в рекурсию. нажмите ctlc+break кто-нить..
     
  • 3.27, Дедушка Советской Армии (?), 14:37, 21/08/2009 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Точный перевод: "В августе 1969-го года, Кен Томпсон, программист Bell Laboratories, подразделения AT&T, рассмотрел отъезд на месяц жены и маленького сына, как возможность воплотить свои идеи о новой операционной системе на практике".

    Но смысл всё равно верен. Только жену и сына Кен не покидал.

    Всех с юбилеем!

     
  • 3.28, врорсо (?), 14:40, 21/08/2009 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    вот жеж переводчики

    "рассматривая месячный отъезд своей жены и сына как возможность"

     

  • 1.5, Аноним (-), 10:49, 21/08/2009 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    УраЪ !
     
  • 1.7, Lindemidux (??), 10:56, 21/08/2009 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • –4 +/
    ОС и программы на С прекрасно работали на 64Кб памяти. Вывод: ассемблер не нужен.
     
     
  • 2.8, harrytv (?), 11:02, 21/08/2009 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    >ОС и программы на С прекрасно работали на 64Кб памяти. Вывод: ассемблер
    >не нужен.

    Бред.

     
  • 2.16, XoRe (ok), 12:32, 21/08/2009 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    >ОС и программы на С прекрасно работали на 64Кб памяти. Вывод: ассемблер
    >не нужен.

    Тогдашний С и сегодняшний С - это уже довольно разные вещи)
    А сегодняшние С++ и С# - это уже вообще совсем другие вещи.
    Вы попробуйте сейчас написать ОС, которой хватит 64 кб памяти)

     
     
  • 3.19, Rudik (?), 13:06, 21/08/2009 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –2 +/
    3000 баксов и 2 недели работы. будет кушать менее 64 к оперативы (консоль). Так это на интел архитектуре. Готов заплатить?
     
     
  • 4.32, anonimous (?), 16:43, 21/08/2009 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Пункт в договоре "При невыполнении обязательств в оговоренный срок ИСПОЛНИТЕЛЬ обязуется выплатить неустойку в виде жизненно-важных органов соразмерно времени просрочки." - и можно заключать соглашение.
     
     
  • 5.36, dsfaf (?), 18:54, 21/08/2009 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    >Пункт в договоре "При невыполнении обязательств в оговоренный срок ИСПОЛНИТЕЛЬ обязуется выплатить
    >неустойку в виде жизненно-важных органов соразмерно времени просрочки." - и можно
    >заключать соглашение.

    само понятие ОС вообще оооооооооочень размытое.
    так что он вполне... )

     
  • 3.41, User294 (ok), 20:50, 21/08/2009 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    >Вы попробуйте сейчас написать ОС, которой хватит 64 кб памяти)

    Погуглите про RTOSы, тех которым 64К хватает (и даже сильно меньше) - как говна.Для сей 64 кила - довольно таки много.Если не линковать все либы подряд, получается достаточно компактно.Так что на сях спокойно программят однокристалки. Даже те у которых памяти меньше чем 64Кб. Example: под AtMega 8 с ее 8 кило флеша и мизер оперативы вполне можно писать на сях. Но вот 512 байтный бутсектор например вы на сях уже не напишете пожалуй - слишком пухловато :P.

     
     
  • 4.53, dq0s4y71 (?), 12:38, 24/08/2009 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Погуглите про RTOSы, тех которым 64К хватает (и даже сильно меньше) - как говна.

    Они все ориентированы на embedded системы, а PDP-11 был все-таки относительно полноценным компьютером. Те RTOSы, которые работают на 64К и меньше (например, FreeRTOS, RTX от Keil), представляют собой в сущности только планировщик. Ни поддержки устройств, ни тем более какой-то оболочки пользователя там нет. А у тех, которые поддерживают какие-то устройства (например, eCos), требования к "железу" уже повыше.

    Я писал на сях железку, у которой внутренне ОЗУ было 256 байт и вншнее - 1К, но это было всего лишь встроенное устройство с ограниченным набором функций. До полноценного компьютера такому девайсу далеко.

     

  • 1.9, pro100master (ok), 11:06, 21/08/2009 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +4 +/
    надо у них учиться работать: один месяц и новая ОС, еще месяц - новый язык :)))
     
     
  • 2.11, СуперПуперАноним (?), 12:01, 21/08/2009 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Да ещё и вчетвером только! Да, распухли за это время и компы, и программы.. :D
     
     
  • 3.13, pro100master (ok), 12:07, 21/08/2009 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +3 +/
    да компы-то не очень распухли, а люди... вот те - да :)))
     

  • 1.17, Аноним (-), 12:34, 21/08/2009 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +2 +/
    как жаль. что GNU - Gnu is Not Unix. о простоте и вовсе речи не идет.
     
     
  • 2.22, terminus (ok), 13:36, 21/08/2009 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Где-то было видео со стариком Столманом - он там объяснял почему название именно GNU. Так вот, идея в том, что это не в пику тогдашнему юниксу, а типа "по веселой аналогии" - показать, что проект *как* UNIX. У них тогда мода была называть программы-аналоги копирующие что-либо по имени оригинальной программы с добавлением not. Они таким "веселым" способом пиарили свои проги.
     
     
  • 3.45, User294 (ok), 21:01, 21/08/2009 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    >А я наоборот раз. В печь ГНУ.

    Ну вы можете пользоваться юниксом.Желательно тех времен :-).А гну в печь не надо - если б не они, мы бы до сих пор могли только сосать у MS да тырить варез у иных проприетарщиков скорее всего.

     

  • 1.20, cosmonaut (?), 13:08, 21/08/2009 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • –2 +/
    так и представил трумозгокачей: собираются на какой-нибудь юбилей, достают каждый свою любимую умную книжку и начинают весело и празднично читать, потягивая свежевыжатый морковно-свекольный сок...
     
  • 1.21, bobah (?), 13:34, 21/08/2009 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Эх, вспомнился ассемблер для PDP-11. Красота и элегантность. Одних видов адресации сколько! Прямая, косвенная, с инкрементом и без. Самая гибкая архитектура была. СССР скомуниздил и у нас появились "аналоги" - ДВК, УКНЦ и БК-0010(11).
     
     
  • 2.24, aurved (?), 13:51, 21/08/2009 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Да, хорошая архитектура. Сразу видно что настоящие инженеры делали. Я когда после PDP-11 начал изучать ассемблер x86 удивился до чего же уродливая архитектура у x86  процессоров.


     
     
  • 3.25, Аноним (-), 14:07, 21/08/2009 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Тем не менее именно она выжила. И заполонила собой многие ниши.
    Так что какой критерий "уродства"? Если удобство программиста - то это одно, а если живучесть - совсем другое.

    PS: Я ее не восхваляю, я просто указываю на очевидные вещи. С точки зрения рынка лучший товар тот, который лучше продается.

     
     
  • 4.26, persikoff (?), 14:28, 21/08/2009 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +3 +/
    > С точки зрения рынка лучший товар тот, который лучше продается.

    А откуда, позвольте осведомиться, с точки зрения рынка, берется точка зрения рынка? (рекурсия, однако :-)) Правильно, из рекламы. Так что с точки зрения этого самого рынка, нет такого отстоя, который не мог бы заполонить весь мир, если это угодно персонажам из телевизора, чья "точка зрения" стопроцентно кореллирует с количеством получаемого за нее бабла... А вы тут про какой-то рынок... Рынок - это где фермеры ЛИЧНО капусту-картошку продают, а все остальное, посмею утверждать, абсолютная фикция для "промывания" того, что некоторые считают мозгами, да-с!

     
  • 4.30, aurved (?), 16:07, 21/08/2009 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Архитектура PDP-11 красива и элегантна, очень продуманна. Очень жаль что в компании Intel не нашлось таких специалистов как в DEC. А насчет того что x86 выжила, а та нет, так это я думаю не заслуга архитектуры, что x86 так распространилась. С точки зрения архитектуры Windows например не предмет подражания, но задвинула настоящие, коммерческие Unix почти в угол. Столько стратегических и тактических ошибок наделали производители Unix. Хорошо что хоть Линукс появился.

     
     
  • 5.35, pazke (?), 18:46, 21/08/2009 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Архитектура PDP-11 красива и элегантна, очень продуманна.

    Ну да, особенно красиво было ограничение адресного пространства в 64К, причем на эти жалкие 64К элегантно отображались регистры устройств ввода/вывода. В старших моделях конечно был mmu, но проблему это не решало.

    А вот система команд процессора PDP-11 таки да, хороша.

     
     
  • 6.38, northbear (??), 20:00, 21/08/2009 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Ну, дорогой... В те времена 64К - это был просто гиганский объем памяти. Это примерно как сейчас 64GB RAM. PDP - это была в тамошнем понимании МиниЭВМ, персоналки для коммерческих компаний.

    Никаких принципиальных проблем с увеличением адресного простанства у этой архитектуры не было. Увеличьте разрядность шины, регистров и... Вперед! Развитие платформы PDP в виде VAX яркий тому пример.

    По вашему городить по сути отдельную адресную шину для устройств ввода/вывода было бы проще и дешевле?
    Интел в конечном счете признала состоятельность этого подхода и стала использовать эту технологию в интегрированых чипсетах(UMA) и не только.

     
  • 6.58, DeadLoco (ok), 20:53, 24/08/2009 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Кому не хватало пидипишки - тем была прямая дорога на ваксы.
     
  • 3.44, User294 (ok), 20:58, 21/08/2009 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    >Да, хорошая архитектура. Сразу видно что настоящие инженеры делали. Я когда после
    >PDP-11 начал изучать ассемблер x86 удивился до чего же уродливая архитектура
    >у x86  процессоров.

    Более извращенную чем х86 архитектуру я знаю только одну - Microchip PIC16 :D.Но по общей уродливости и костыльности х86 впереди планеты всей.

     
     
  • 4.54, dq0s4y71 (?), 13:37, 24/08/2009 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    >Более извращенную чем х86 архитектуру я знаю только одну - Microchip PIC16
    >:D.Но по общей уродливости и костыльности х86 впереди планеты всей.

    По-моему, у каждой архитектуры есть свои уродства. Помню, когда начинал изучать ARM, меня убило то, что при косвенной адресации, если адрес не выровнен по границе 32 бит, данные копируются с операцией вращения! То есть, если пишешь, например, что-нибудь типа

    char buffer[];
    ...
    long var = *(long*)&buffer[1];

    компилятор сгенерит _правильные_ инструкции

    LDR       R0,[PC,buffer]
    LDR       R7,[R0,#0x0001]

    но процессор скопирует в переменную не 4 байта подряд, начиная со второго, как было бы на всех нормальных архитектурах, а в такой последовательности: второй, третий, минус первый и нулевой! O_o При этом старые АРМы даже никаких исключений не генерят! Так что об этой милой фиче всегда приходится помнить и писать что-нибудь типа *(long __packed*)...

     
     
  • 5.55, dq0s4y71 (?), 13:57, 24/08/2009 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > минус первый и нулевой!

    То есть, минус первый и первый, если считать "первый", "второй" и т.д... :)


     
  • 2.39, rstone (ok), 20:36, 21/08/2009 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    PDP-11 рулит !
    Мну учил ассемблер PDP-11  в универе и гонял в эмуляторе под DOS.
    Было время ...
     
  • 2.57, DeadLoco (ok), 20:05, 24/08/2009 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    "..Одних видов адресации сколько! Прямая, косвенная, с инкрементом и без..."
    Прямая, косвенная, двойная косвенная. Ну и инкремент-декремент, куда без него.

    Сам начинал с СМ-4/СМ-1420, только радовался строгости и простоте ассемблера. Восьмеричный код еще долго потом из головы не шел. А как пощупал х86 - так сразу уполз на сях писать. Нуёна такие извраты.

     

  • 1.52, Аероюнит (?), 17:38, 22/08/2009 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Уря! Товарисчи и коллеги, поднимаю за вас, весь Юникс и его разработчиков бакал шампанского из Абрау-Дюрсо. Уря! =)
     

     Добавить комментарий
    Имя:
    E-Mail:
    Текст:



    Спонсоры:
    Слёрм
    Inferno Solutions
    Hosting by Ihor
    Хостинг:

    Закладки на сайте
    Проследить за страницей
    Created 1996-2019 by Maxim Chirkov
    Добавить, Поддержать, Вебмастеру