URL: https://www.opennet.ru/cgi-bin/openforum/vsluhboard.cgi
Форум: vsluhforumID3
Нить номер: 112978
[ Назад ]

Исходное сообщение
"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"

Отправлено opennews , 08-Дек-17 18:56 
Состоялся (https://lists.freedesktop.org/archives/mesa-dev/2017-Decembe... релиз свободной реализации OpenGL API - Mesa 17.3 (http://mesa3d.org/). По сравнению с прошлым выпуском внесено около 2700 изменений от примерно 120 разработчиков. Первый выпуск ветки Mesa 17.3.0 имеет экспериментальный статус - после проведения окончательной стабилизации кода будет выпущена стабильная версия 17.3.1. В Mesa 17.3 предоставляется (https://mesamatrix.net/) полная поддержка OpenGL 4.5 для драйверов i965, radeonsi и nvc0, а также частичная поддержка недавно вышедшего стандарта OpenGL 4.6 (https://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=46952).


Наиболее заметные изменения (http://cgit.freedesktop.org/mesa/mesa/tree/docs/relnotes/17....:


-  В состав включена библиотека libdxtn с реализацией механизма сжатия текстур S3TC (https://ru.wikipedia.org/wiki/S3TC) (S3 Texture Compression), на который истёк срок действия патентов. Расширения
GL_EXT_texture_compression_s3tc и GL_ANGLE_texture_compression_dx теперь по умолчанию включены для поддерживающих их драйверов;

-  В драйверах i965, nouveau (nvc0) и radeonsi проведена работа по реализации поддержки недостающих расширений, связанных со стандартом OpenGL 4.6. Полная поддержка OpenGL 4.6 пока не достигнута ни в одном из драйверов, главным образом из-за отсутствия расширений GL_ARB_gl_spirv (https://www.khronos.org/registry/OpenGL/extensions/ARB/ARB_g... и GL_ARB_spirv_extensions (https://www.khronos.org/registry/OpenGL/extensions/ARB/ARB_s...


-  В драйвере etnaviv (https://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=38134) (GPU Vivante GCxxx) полностью реализованы все возможности OpenGL 2.1;
-  В драйвер radeonsi  добавлена экспериментальная поддержка плоского бестипового промежуточного представления NIR (https://people.freedesktop.org/~cwabbott0/nir-docs/intro.html), похожего на TGSI (Tungsten Graphics Shader Infrastructure) и Mesa IR, но работающее на самом нижнем уровне, под GLSL IR и внутренним IR Mesa;

-  Проведена оптимзация и расширены возможности процесса glthread (многопоточная реализация OpenGL);

-  Для устройств Radeon GFX9+ добавлена поддержка геометрических и тесселяционных шейдеров;

-  Добавлены новые расширения OpenGL:


-  GL_ARB_indirect_parameters в i965/gen7+
-  GL_ARB_polygon_offset_clamp в i965, nv50, nvc0, r600, radeonsi,
llvmpipe, swr
-  GL_ARB_transform_feedback_overflow_query в radeonsi
-  GL_ARB_texture_filter_anisotropic в i965, nv50, nvc0, r600, radeonsi
-  GL_EXT_memory_object в radeonsi
-  GL_EXT_memory_object_fd в radeonsi


-  Добавлены новые расширения EGL:


-  EGL_ANDROID_native_fence_sync в radeonsi
-  EGL_IMG_context_priority в i965

-  В Vulkan-драйверы RADV (для карт AMD) и ANV (для карт Intel) добавлен набор расширений Vulkan.

В ANV:


-  VK_ANDROID_native_buffer
-  VK_KHR_bind_memory2
-  VK_KHR_external_fence
-  VK_KHR_external_fence_capabilities
-  VK_KHR_external_fence_fd
-  VK_KHR_external_semaphore
-  VK_KHR_external_semaphore_capabilities
-  VK_KHR_external_semaphore_fd
-  VK_KHR_image_format_list
-  VK_KHR_maintenance2
-  VK_KHR_relaxed_block_layout
-  VK_KHR_sampler_ycbcr_conversion
-  VK_EXT_debug_report

В RADV:


-  VK_KHR_bind_memory2
-  VK_KHR_dedicated_allocation
-  VK_KHR_external_memory
-  VK_KHR_external_memory_capabilities
-  VK_KHR_external_memory_fd
-  VK_KHR_external_semaphore
-  VK_KHR_external_semaphore_capabilities
-  VK_KHR_external_semaphore_fd
-  VK_KHR_get_memory_requirements2
-  VK_KHR_image_format_list
-  VK_KHR_maintenance2
-  VK_KHR_relaxed_block_layout
-  VK_KHR_storage_buffer_storage_class
-  VK_KHR_variable_pointers
-  VK_KHX_multiview
-  VK_EXT_debug_report
-  VK_EXT_global_priority
-  VK_AMD_draw_indirect_count
-  VK_AMD_rasterization_order

-  Проверена оптимизация производительности драйвера RADV, в том числе реализован отдельный дисковых кэш.

URL: https://lists.freedesktop.org/archives/mesa-dev/2017-Decembe...
Новость: http://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=47707


Содержание

Сообщения в этом обсуждении
"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено commiethebeastie , 08-Дек-17 18:56 
>В RADV:

Еще один драйвер написанный двумя людьми обогнал драйвер, написанный стадом потогонных бы-длокодеров.


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 08-Дек-17 19:00 
А Mesha умеет писать в FrameBuffer или обязательно именно использовать драйвер? Хотелось бы напрямую на экран, но через драйвер ядра, а не через userspace драйвер.

"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено commiethebeastie , 08-Дек-17 19:02 
Э-э-э, wayland не требует DDX.

"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 09-Дек-17 13:46 
> Э-э-э, wayland не требует DDX.

MESA тоже. Можешь в DRMной консоли запустить например GLMark2 собранный под вывод через DRM. Вообще без иксов и прочего. Но драйверы видяхи все-таки потребуются. Ядерная часть для вывода, MESAовая обвязка для ускорения обсчета на GPU. Libdrm еще, прокладка к услугам ядра для юзермода.


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 10-Дек-17 15:37 
Ясное дело, что драйвер самой видеокарты нужен. Очевидно, имелось ввиду без Xorg-драйвера

"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 09-Дек-17 12:13 
Умеет, но для этого надо собирать с поддержкой EGL.

"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 09-Дек-17 13:42 
>  А Mesha умеет писать в FrameBuffer

Оно умеет DRM/KMS, но вот сам по себе фреймбуфер это лишь область памяти из которой CRTC на экран картинку таскает. А откуда эта картинка возьмется, на минуточку? Если ее GPU посчитает - ну это понятно. Тогда MESA и нужна. Там и управление памятью GPU, и реализация стандартов и проч. А ты что и на чем рендерить собрался? Софтрендер? Его в принципе на что угодно можно выдать, только радости с такого "GL" мало. Будет у тебя 5FPS на крутом проце на простой сцене. Потому что из процессора хреновый GPU.

> или обязательно именно использовать драйвер? Хотелось бы напрямую на экран,
> но через драйвер ядра, а не через userspace драйвер.

Оно почти так и делает, только DRM/KMS использует - можешь рассматривать его как очень крутой фреймбуфер, там еще управление памятью GPU есть и прочее. До кучи оно и фреймбуфер эмулирует, но это очень упрощенный взгляд на мир.


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 10-Дек-17 15:50 
Как я понимаю, автор вопроса хочет рисовать с помощью mesa но без Xorg

"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 08-Дек-17 19:45 
> DXGI и D3D11 поверх API Vulkan для предоставления возможности запуска 3D-приложений в Linux при помощи Wine.

М - многоэтажность


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено commiethebeastie , 08-Дек-17 19:47 
>М - многоэтажность

Про более нормальную альтернативу пацанчики сказали прибито к гальюну и не нужно. И это несмотря на наличие Cg шейдеров в вайне. В общем зеленые фанаты as is. Благодаря им до сих пор не исправлена ошибка контекста opengl.

Зеленый фанат тестировал весь свой кот только на нвидиа, фактически сделал профилирование под NVGL. А потом обливался слюнями на форониксе с криками "где здесь затачивание кода".


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 08-Дек-17 22:27 
Это нормально. Прямо сейчас Direct3D работает поверх OpenGL. Теперь будет работать поверх Vulkan.

Вообще мне интересно, а OpenGlide в Wine добавляли? Например в рамках проекта Wine Staging. Или в начале 00-х в старых версиях Wine?


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Анонимушка , 08-Дек-17 20:08 
Разве OpenGL не свободен?

"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено commiethebeastie , 08-Дек-17 20:13 
> Разве OpenGL не свободен?

Это типа вопрос чем mpv лучше smplayer?


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Анонимушка , 08-Дек-17 20:44 
В названии статьи написано: Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL

"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 10-Дек-17 02:05 
> В названии статьи написано: Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL

Стандарт - одно. Реализация - другое. Реализация OpenGL в каком-нибудь виндовом драйвере нвидии - нифига не свободная. Потому что исходники никто не даст. Значит не сможешь пользоваться свободами. А в случае MESA есть исходники под свободной лицензией.

Хинт: даже если спеки стандарта выложены публично под разумной лицензией, это не обязывает конкретные реализации быть свободными или какими там еще. Лицензия кода - на усмотрение авторов кода.


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 08-Дек-17 20:21 
ОпенГЛ свободен, а его реализации нет

"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 08-Дек-17 21:13 
OpenGL - это спецификация, определяющая платформонезависимый (независимый от языка программирования) API.

Если для тебя независимость и свобода синонимы, то да, OpenGL свободный.
Если для тебя независимость и глупость синонимы, то да, OpenGL глупый.
Если для тебя независимость и голод синонимы, то да, OpenGL голодный.


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Ilya Indigo , 08-Дек-17 20:42 
Как обстоят дела с поддержкой Vulkan на Radeon HD7770 (South Islands)?
Раньше где-то в какой-то таблице смотрел, там было что-то вроде "In progress", но сейчас найти эту таблицу, как и информации о том, на каких видеокартах AMD Mesa поддерживает Vulkan, не могу.

"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено axredneck , 08-Дек-17 21:04 
теоретически radv должен работать, если использовать ядерный модуль amdgpu вместо radeon, но фактически пока есть баги.

"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено VINRARUS , 08-Дек-17 21:06 
>Раньше где-то в какой-то таблице смотрел, там было что-то вроде "In progress", но сейчас найти эту таблицу

https://en.wikipedia.org/wiki/Vulkan_(API)#Compatibility


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Ilya Indigo , 08-Дек-17 21:44 
Благодарю!
Статус "Experimental" уже радует. :-)

"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено corvuscor , 08-Дек-17 21:23 
Из padoka-ppa на R9 270 amdgpu нормально работает уже, но есть косяк - не работает хардварное ускорение видео, и пока еще неизвестно, когда допилят.

"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено AndrewR , 08-Дек-17 22:33 
https://lists.freedesktop.org/archives/amd-gfx/2017-November... ?

[RFC 0/7] UVD support for SI in amdgpu

(но да, это ещё не считаем "допилили")


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Арчесектант , 08-Дек-17 23:03 
> Как обстоят дела с поддержкой Vulkan на Radeon HD7770 (South Islands)?
> Раньше где-то в какой-то таблице смотрел, там было что-то вроде "In progress",
> но сейчас найти эту таблицу, как и информации о том, на
> каких видеокартах AMD Mesa поддерживает Vulkan, не могу.

Работает только при условии использования ядерного драйвера amdgpu, вместо драйвера radeon, который нужно включить параметрами ядра в загрузчике, отключив при этом драйвер radeon:

amdgpu.si_support=1 radeon.si_support=0

Ядро должно быть 4.13, либо новее.
Должны бывать установлены пакеты для обеспечения работы Vulkan.
Подробнее об этом по ссылкам:
https://wiki.archlinux.org/index.php/Category:Boot_loaders
https://wiki.archlinux.org/index.php/AMDGPU
https://wiki.archlinux.org/index.php/Vulkan


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 09-Дек-17 15:28 
А если дрова модулями, то достаточно заблэклистить radeon и модпробнуть amdgpu, или эти опции всё равно нужны?

"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 09-Дек-17 21:50 
опциями ядра лучше.

"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 10-Дек-17 02:07 
> Как обстоят дела с поддержкой Vulkan на Radeon HD7770 (South Islands)?

На ранних GCN весьма экспериментально. Но если ты захочешь попрыгать по минам и написать багов в трекер фридесктопа, это может помочь избавиться от экспериментального статуса побыстрее.

> но сейчас найти эту таблицу, как и информации о том, на
> каких видеокартах AMD Mesa поддерживает Vulkan, не могу.

На всех GCNах, как и amdgpu. Но не на всех хорошо и безглючно.


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено axredneck , 08-Дек-17 21:07 
Пожалуй, начиная с месы 17.3 перейду на стабилку.
Radeon HD 7850, арчь, ядерный модуль amdgpu, полет нормальный.

"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Ilya Indigo , 08-Дек-17 22:12 
> Пожалуй, начиная с месы 17.3 перейду на стабилку.
> Radeon HD 7850, арчь, ядерный модуль amdgpu, полет нормальный.

А как у Вас работает 7850 на amdgpu, если amdgpu поддерживает только поздние 200-ые и 300+ ?


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Арчесектант , 08-Дек-17 23:08 
>> Пожалуй, начиная с месы 17.3 перейду на стабилку.
>> Radeon HD 7850, арчь, ядерный модуль amdgpu, полет нормальный.
> А как у Вас работает 7850 на amdgpu, если amdgpu поддерживает только
> поздние 200-ые и 300+ ?

Нужно вручную включить ядерный модуль amdgpu параметрами ядра в загрузчике, вместо драйвера radeon, который  при этом нужно отключить:

amdgpu.si_support=1 radeon.si_support=0

Ядро должно быть 4.13, либо новее.

Подробнее об этом по ссылкам:
https://wiki.archlinux.org/index.php/Category:Boot_loaders
https://wiki.archlinux.org/index.php/AMDGPU
Если вам вдруг нужен Vulkan, то должны быть установлены пакеты для обеспечения работы Vulkan:
https://wiki.archlinux.org/index.php/Vulkan


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Ordu , 08-Дек-17 23:13 
> А как у Вас работает 7850 на amdgpu...

Неплохо так работает. Ну, у меня 7770, но тут уж разница невелика. Вот выдержка из Xorg.0.log:

[580753.649] (II) LoadModule: "amdgpu"
[580753.649] (II) Loading /usr/lib64/xorg/modules/drivers/amdgpu_drv.so
[580753.650] (II) Module amdgpu: vendor="X.Org Foundation"
[580753.650]    compiled for 1.19.5, module version = 1.3.0
[580753.650]    Module class: X.Org Video Driver
[580753.650]    ABI class: X.Org Video Driver, version 23.0
[...]
[580753.672] (II) AMDGPU(0): Creating default Display subsection in Screen section
        "Default Screen Section" for depth/fbbpp 24/32
[580753.672] (==) AMDGPU(0): Depth 24, (--) framebuffer bpp 32
[580753.672] (II) AMDGPU(0): Pixel depth = 24 bits stored in 4 bytes (32 bpp pixmaps)
[580753.672] (==) AMDGPU(0): Default visual is TrueColor
[580753.672] (==) AMDGPU(0): RGB weight 888
[580753.672] (II) AMDGPU(0): Using 8 bits per RGB (8 bit DAC)
[580753.672] (--) AMDGPU(0): Chipset: "AMD Radeon HD 7700 Series" (ChipID = 0x683d)
[...]
[580753.773] (II) AMDGPU(0): glamor detected, initialising EGL layer.
[580753.773] (==) AMDGPU(0): TearFree property default: auto
[580753.773] (II) AMDGPU(0): KMS Pageflipping: enabled
[580753.796] (II) AMDGPU(0): Output DisplayPort-0 has no monitor section
[...]
Ну и так далее.
$ glxinfo | grep OpenGL | grep version
OpenGL core profile version string: 4.5 (Core Profile) Mesa 17.0.6
OpenGL core profile shading language version string: 4.50
OpenGL version string: 3.0 Mesa 17.0.6
OpenGL shading language version string: 1.30
OpenGL ES profile version string: OpenGL ES 3.1 Mesa 17.0.6
OpenGL ES profile shading language version string: OpenGL ES GLSL ES 3.10

Собственно я перешёл на amdgpu, когда мне стало тесно жить с OpenGL v2.1. Единственная претензия: разрешения монитора он не ловит, приходится через xrandr объяснять X'ам, какими разрешениями можно кормить этот монитор. Но эта претензия, в общем, скорее к монитору, который не умеет через EDID объяснить KMS'у, что он из себя представляет. Впрочем, я не пользуюсь какими-то особыми фишками видеокарты, и версия opengl-то мне был нужна, потому что перебирая графические библиотеки для rust'а я столкнулся с тем, что некоторые хотят современного opengl'я. То есть, я к тому, что может быть 7770 работает с amdgpu вполовину своих возможностей, но я этого даже не замечаю.


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 08-Дек-17 23:25 
> Но эта претензия, в общем, скорее к монитору, который не умеет через EDID объяснить KMS'у, что он из себя представляет.

Некрофилы в треде ! Где вы такой монитор откопали-то ?


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Ordu , 08-Дек-17 23:57 
>> Но эта претензия, в общем, скорее к монитору, который не умеет через EDID объяснить KMS'у, что он из себя представляет.
> Некрофилы в треде ! Где вы такой монитор откопали-то ?

Не я откапывал. Мне он достался "as is". Взамен предыдущего "as is". Я в своей жизни покупал ровно один монитор, то был ЭЛТ 14'', с максимальным разрешением 800x600. Это было давно и неправда. С тех пор я не парился покупать мониторы, потому что они приходили ко мне сами.

Какая разница, какой монитор? То есть, я понимаю, глядя на опеннетовцев, что тут много людей с травмированными глазами, у которых зрение начинает садиться при одном взгляде на монитор, и чем хуже этот монитор, тем быстрее. У некоторых даже не от мониторов зрение садится, а от шрифтов -- я видел таких страдальцев здесь. До сих пор удивляюсь, как они с их проблемным здоровьем вообще рискуют заходить на опеннет, я бы на их месте занялся лечебной физкультурой вместо флуда. Но это их сложности, мои же проблемы со зрением определённо никак не связаны с монитором, более того эти проблемы давно решены хирургическим путём, и моё зрение невозможно испортить ни кривой темой для gtk, ни неправильно отрисованными шрифтами, ни даже монитором.


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 10-Дек-17 02:22 
> Какая разница, какой монитор?

Ну как, на хорошем мониторе картинка большая и приятная. Им можно пользоваться для работы с графикой. Не говоря о том что на него просто приятно смотреть. А то что глаза не собираются в кучку - следствие мелких пикселей и контрастной, четкой картинки.

С этим есть только одна проблема: такой монитор никто в здравом уме не отдаст. Отдатут старое блеклое г-но с огромными пикселами и печальной картинкой, умирающей подсветкой, дающей весьма характерный оттенок и проч. Для програмизма сойдет. Для работы с графикой - нет. Фильмы посмотреть можно но печально.


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Ordu , 10-Дек-17 03:15 
>> Какая разница, какой монитор?
> Ну как, на хорошем мониторе картинка большая и приятная.

У меня и так картинка большая и приятная. На монитор влезает куда как больше текста, чем мне нужно. Даже в ядерной консоли больше, что уж говорить про X'ы.

> С этим есть только одна проблема: такой монитор никто в здравом уме
> не отдаст. Отдатут старое блеклое г-но с огромными пикселами и печальной
> картинкой, умирающей подсветкой, дающей весьма характерный оттенок и проч.

Я не знаю, что в твоём понимании большой монитор, поэтому тут ничего сказать не могу, но насчёт "старого и блёклого" ты не прав. Ко мне выгоревшие мониторы не приходят. Некоторые уходят выгоревшими, но не приходят такими. Этот монитор мне достался новым. Предыдущий был поюзанным пару лет. Вот тот который был перед этим... У него было не меньше пяти лет стажа, собственно он впоследствии скончался у меня на руках.

> Для програмизма сойдет. Для работы с графикой - нет. Фильмы посмотреть можно но
> печально.

Я не дизайнер и не художник, у меня нет утончённого чувства цвета, поэтому мне мой монитор вполне подходит для работы с графикой. Фильмы я смотрю эпизодически и ради сюжета, а не ради картинки. Причём последнее время смотрю даже не с монитора, а со смартфона, потому что со смартфоном можно удобно лежать на диване или в ванне, или сходить за чаем, или сесть на ф-но поиграть от скуки. Планшет может быть лучше подошёл бы, но покупать планшет ради фильмов я не буду, а для всего остального он бесполезен из-за отсутствия клавиатуры. Короче, меня вполне устраивает этот монитор.


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 10-Дек-17 13:03 
> У меня и так картинка большая и приятная.

Это редкое везение. С хорошими мониторами обычно получается что "такая скотинка нужна самому" и их редко отдают. Как ты так ухитрился?

> На монитор влезает куда как больше текста, чем мне нужно. Даже в ядерной консоли
> больше, что уж говорить про X'ы.

А чем ядерная консоль хуже иксов? Пикселей у монитора и так и эдак одинаково, режим все-равно ядро ставит, KMS же.

> Я не знаю, что в твоём понимании большой монитор, поэтому тут ничего
> сказать не могу,

Дюймов 25..30. Так все поле зрения занимает. Чтобы пикселы не были размером с воробья разрешение под стать, только 7770 для 3D в таком разрешении не хватит, он столько вычислений не своротит.

> но насчёт "старого и блёклого" ты не прав.
> Ко мне выгоревшие мониторы не приходят.

В LCD нет фундаментальных причин портиться. Просто у старых матриц картинка с самого начала не ахти. Хотя мало ли какие чудеса бывают. Может у тебя хороший IPS попался, etc.

> Я не дизайнер и не художник, у меня нет утончённого чувства цвета,

Утонченное чувство цвета на самом деле есть у каждого, даже крутые матрицы умения глаз не перекрывают.

> поэтому мне мой монитор вполне подходит для работы с графикой. Фильмы
> я смотрю эпизодически и ради сюжета, а не ради картинки.

Да и я тоже. Но хорошая картинка может быть приятным бонусом, если есть.

> Причём последнее время смотрю даже не с монитора, а со смартфона, потому
> что со смартфоном можно удобно лежать на диване или в ванне,

Это да, спору нет. К тому же даже у китаезов матрица неплохая, не говоря про остальных. Но маленькая, эффект погружения хромает.

> или сходить за чаем, или сесть на ф-но поиграть от скуки.

Мде, мне обычно скучать некогда - по жизни есть дюжина интересных проектов на будущее. Так что в игры я обычно играю когда мозг вынесен.

> Планшет может быть лучше подошёл бы, но покупать планшет ради фильмов
> я не буду, а для всего остального он бесполезен из-за отсутствия клавиатуры.

К некоторым можно приделать usb-клаву, к почти всем - блутусную. Хотя андроид как операционка для чего-то кроме развлечений не айс.

> Короче, меня вполне устраивает этот монитор.

Везет. Или ты не требовательный, кто тебя знает. Хотя какая разница, я просто не думал что кто-то может отдать дельный монитор. Но если так бывает - могу только порадоваться за тебя, это везука.


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Ordu , 10-Дек-17 13:51 
>> У меня и так картинка большая и приятная.
> Это редкое везение. С хорошими мониторами обычно получается что "такая скотинка нужна
> самому" и их редко отдают. Как ты так ухитрился?

Везёт, наверное. Последний моник достался от админа, который по совместительству игроман. Ему как админу одного монитора мало, но как игроману ему нужны мониторы побольше. Он с работы упёр себе этот монитор, а потом подумал и упёр другой, побольше. Вот они прелести админской работы в организации куда госслужбы аутсорсят IT -- распил идёт такими темпами, что достаётся даже админу.

>> На монитор влезает куда как больше текста, чем мне нужно. Даже в ядерной консоли
>> больше, что уж говорить про X'ы.
> А чем ядерная консоль хуже иксов? Пикселей у монитора и так и
> эдак одинаково, режим все-равно ядро ставит, KMS же.

В X'ах выбор шрифтов шире.

> Дюймов 25..30. Так все поле зрения занимает. Чтобы пикселы не были размером
> с воробья разрешение под стать, только 7770 для 3D в таком
> разрешении не хватит, он столько вычислений не своротит.

Мне вполне хватает 19. Собственно и 17 мне хватало. А пространство используемого поля зрения легко регулируется расстоянием между личиком и монитором. 14'' может занимать всё поле зрения, правда для этого придётся упираться носом в монитор и глазами косить сильно. Вот от этого могут уставать глазные мышцы и потом будут болеть. Может даже перманентно что-нибудь попортить можно -- не знаю.

>> но насчёт "старого и блёклого" ты не прав.
>> Ко мне выгоревшие мониторы не приходят.
> В LCD нет фундаментальных причин портиться. Просто у старых матриц картинка с
> самого начала не ахти. Хотя мало ли какие чудеса бывают. Может
> у тебя хороший IPS попался, etc.

У меня один испортился так, что ползунок скроллбара было невозможно отличить от фона скроллбара. Я тогда с досады чуть новый монитор не купил. Но решил сначала пожаловаться друзьям и оказалось, что у один из них как раз собирается убирать ненужный монитор на антресоль.

>> Я не дизайнер и не художник, у меня нет утончённого чувства цвета,
> Утонченное чувство цвета на самом деле есть у каждого, даже крутые матрицы
> умения глаз не перекрывают.

У всех есть не утончённое чувство, а способность это развить утончённость чувства. Есть разница.
У меня на сетчатке может быть и достаточно информации, чтобы видеть отдельные пиксели или искажения цветов, но я не вижу их, потому что в процессе обработки информации мозг загрубляет всю информацию, грубо говоря сжимает с потерями, чтобы на более поздних этапах обработки информации не тонуть бы в гигабайтах ненужностей. Загрубление происходит до того уровня, пока не начинает теряться что-то нужное. Если бы мне нужны были бы тонкие различия в оттенках, если бы я их высматривал регулярно, всячески сравнивал этот красный и тот красный, пытаясь понять одинаковые они или нет, то порог чувствительности к оттенку снизился бы, и я бы видел больше. Но я таким не занимаюсь -- мне это не надо. Поэтому порог не снижается и я не вижу разницы.

>> на ф-но поиграть от скуки.
> Мде, мне обычно скучать некогда - по жизни есть дюжина интересных проектов на будущее. Так что в игры я обычно играю когда мозг вынесен.

Смотреть фильмы довольно скучно, потому что между интересными и ключевыми для сюжета сценами всегда налито скучнейшей воды. Ф-но, кстати -- не компьютерная игра, а механическая. Компьютерные задолбали.

> К некоторым можно приделать usb-клаву, к почти всем - блутусную. Хотя андроид
> как операционка для чего-то кроме развлечений не айс.

Планшет с клавиатурой называется ноутбук.

>> Короче, меня вполне устраивает этот монитор.
> Везет. Или ты не требовательный, кто тебя знает. Хотя какая разница, я
> просто не думал что кто-то может отдать дельный монитор. Но если
> так бывает - могу только порадоваться за тебя, это везука.

Есть люди которые постоянно меняют железо. Всякие там игроманы, дизайнеры -- они дрочат на железо, и поэтому готовы тратить на него деньги. Не всем из них интересно потом связываться с онлайн-аукционами, чтобы продавать. А вот отдать мне моник -- это удачное решение, потому что им потом менее неловко будет просить меня посмотреть, чего это их ноут перезагружается постоянно, и исправить этот косяк. Я избавляю их от интернет-аукционов, они дают мне возможность попользоваться своими диагностическими способностями и, может быть, поковыряться отвёрткой в ноуте -- всем хорошо.


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Crazy Alex , 09-Дек-17 00:56 
Бывают с бажным EDID (точнее, слетевшей флешкой), отдающие всякий мусор. Теоретически можно перешить, на практике - это вскрыват, выпаивать, прошивать, а оно больше вообще ни на что не влияет, один раз конфиг иксам дал - и забыл.

"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено z , 09-Дек-17 19:43 
Из-за слетевшего EDID монитор может вообще не включаться, но прошить его можно (хвала i2c) скриптом ChalkElec/write-edid из консоли, ничего не выпаивая. Причём для каждого разъёма (VGA/DVI/HDMI/DP) нужно шить свои данные

"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 09-Дек-17 21:51 
>> Но эта претензия, в общем, скорее к монитору, который не умеет через EDID объяснить KMS'у, что он из себя представляет.
> Некрофилы в треде ! Где вы такой монитор откопали-то ?

мониторов с кривым едид много.. я своему как-то патчилкой заморачивался..


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 10-Дек-17 13:22 
> Собственно я перешёл на amdgpu, когда мне стало тесно жить с OpenGL v2.1.

А как он с версией GL связан? Вроде ж почти все в MESA реализуется, ядро конечно иногда допатчивают под нужды MESA, но я готов поклясться что видел GL 4.x на старых GCNах с модулем radeon.

А amdgpu для SI пока недопиленный немного и сыроват. Но работает.


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Ordu , 10-Дек-17 14:01 
>> Собственно я перешёл на amdgpu, когда мне стало тесно жить с OpenGL v2.1.
> А как он с версией GL связан? Вроде ж почти все в
> MESA реализуется, ядро конечно иногда допатчивают под нужды MESA, но я
> готов поклясться что видел GL 4.x на старых GCNах с модулем
> radeon.

Не знаю как он связан. Я тогда целый день возился, пытался поднять версию OpenGL. Сначала на radeon'е, потом плюнул и сделал на amdgpu. Почему у меня не вышло на radeon'е я не знаю -- учитался всяких форумов, согласно им вроде как и на radeon'е можно было, но оно так и не взлетело. Вероятно, кривизна рук не позволила.


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 09-Дек-17 00:53 
R9 270x - переименованый Radeon HD7850

"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 09-Дек-17 19:35 
> R9 270x - переименованый Radeon HD7850

Пока Nvidia создаёт новую архитектуру чипов, AMD переименовывает свои старые продукты.



"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено commiethebeastie , 09-Дек-17 19:58 
GTX 7xx офигенно новая серия.

"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 09-Дек-17 20:14 
Чего-то я, видимо, туплю. При чём здесь GTX 7xx?



"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено commiethebeastie , 09-Дек-17 21:58 
Потому что это тоже было ребрендингом. А если попытаешься набросить про GTX 750 ti, то я отвечу, что Radeon 7790 тоже была на обновленной архитектуре.

"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 09-Дек-17 20:19 
Кстати, Pascal уже не новьё. Первая ласточка Volta стартанула. AMD, ребрендящее и разогревающее свои старые чипы, такое уже вообще никогда не догонит.



"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 09-Дек-17 21:53 
> Кстати, Pascal уже не новьё. Первая ласточка Volta стартанула. AMD, ребрендящее и
> разогревающее свои старые чипы, такое уже вообще никогда не догонит.

нвидия так-же рефрешит паскаль, но да грустно что топовый паскаль амд пока не может компетить топопвым полярисом..


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 10-Дек-17 02:13 
> Кстати, Pascal уже не новьё. Первая ласточка Volta стартанула. AMD, ребрендящее и
> разогревающее свои старые чипы,

Ты так говоришь как будто ПЕЧи так не делали. У нвидии по жизни чипы были ПЕЧами, как раз поэтому.

> такое уже вообще никогда не догонит.

Нвидия уже смогла HBM? А то amd по бандвизу памяти рвет нвидию на британский флаг. Майнеры альткоинов одобряют.


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 10-Дек-17 07:09 
> Майнеры альткоинов

Да ясно. Чего там..


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 10-Дек-17 13:16 
> Да ясно. Чего там..

Хорошо когда видяха отрабатывает свою стоимость в прямом смысле слова :)


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 10-Дек-17 13:10 
> Пока Nvidia создаёт новую архитектуру чипов, AMD переименовывает свои старые продукты.

Можно подумать нвидия так никогда не делала. А конкретно 270-е семейство амд переиграли по параметрам относительно 7850. Немного понизили частоты core, зато поставили GDDR5 быстрее. Жрать стало кардинально меньше, почти не потеряв в производительности, а местами даже прибавив из-за более резвой памяти. Получился неплохой для своего времени вариант - недорого, не прожорливо, не шумит если вендырь нормально охлаждение сделал, многим картам достаточно одного 6-контактного или накрайняк 8-контактного разъема.


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 10-Дек-17 02:10 
> А как у Вас работает 7850 на amdgpu, если amdgpu поддерживает только
> поздние 200-ые и 300+ ?

Это не так, по новой задумке amdgpu поддерживает вообще все gcn. Просто некоторые пока экспериментально, но это временно. Постепенно все gcn-ы будут переведены на amdgpu. Желающие будущего уже сейчас могут уже покамикадзить.


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 08-Дек-17 23:21 
>Дополнительно можно отметить начало разработки проекта DXVK, нацеленного на создание реализации DXGI и D3D11 поверх API Vulkan для предоставления возможности запуска 3D-приложений в Linux при помощи Wine.

т.е. не-вулкан карту дропнут. Так победим, товарищи :(


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 09-Дек-17 00:55 
> т.е. не-вулкан карту дропнут.

Откудо это следует?


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 09-Дек-17 02:36 
оттого, что x86 уже дропнули. Впрочем и правильно сделали. И если дропнут старые карты - то тоже правильно сделают. Собственное удобство превыше всего, а писать код для старого железа, которого ни у одного нормального (не нищебрoда, не бомжа) человека нет, если есть новое, которое даст совместимость автоматом - это себя не уважать.

"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 09-Дек-17 12:18 
Так это, старые карты уже дропнули. Всякие там matrox, 3dfx и прочие. radeon/r300 на очереди, т.к. мало желающих переписывать эти драйверы под актуальные внутренние api.

"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 10-Дек-17 13:12 
> Так это, старые карты уже дропнули. Всякие там matrox, 3dfx и прочие.
> radeon/r300 на очереди, т.к. мало желающих переписывать эти драйверы под актуальные
> внутренние api.

Большинство дров таки переписали на DRM/KMS. А кого не переписали - тот извините abandonware.


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 09-Дек-17 21:54 
>>Дополнительно можно отметить начало разработки проекта DXVK, нацеленного на создание реализации DXGI и D3D11 поверх API Vulkan для предоставления возможности запуска 3D-приложений в Linux при помощи Wine.
> т.е. не-вулкан карту дропнут. Так победим, товарищи :(

для невулкана уже есть реализация дх11 в месе..


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 10-Дек-17 14:58 
Она перестанет развиваться. Линусь опять перекорячит архитектуру и старая реализация отвалится. И чинить её никто не будет - чтобы собрать ядро уже нужен новый комп, а у кого есть новый комп, того проблемы нищебрoдов не волнуют.

"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 13-Дек-17 11:36 
Реализация OGL в юзерспейсе, линусь не может её сломать, сломается только когда из ядра вылепят drm прежних поколений видеокарт.

"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 09-Дек-17 02:59 
amdgpu.dc=1 не забудь в kernel argument

"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 09-Дек-17 15:32 
А что он даёт? А если драйвер модулем, то подсовывать в параметры modprobe?

"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Заварной Крем , 09-Дек-17 20:35 
Поддержку всех фич из AMD Catalist которую AMD в виде патча уже больше 2х лет проталкивает.

https://www.phoronix.com/scan.php?page=news_item&px=AMDGPU-D...


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Аноним , 10-Дек-17 02:11 
> amdgpu.dc=1 не забудь в kernel argument

Актуально только для новых GCNов.


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Ilya Indigo , 10-Дек-17 02:34 
>> amdgpu.dc=1 не забудь в kernel argument
> Актуально только для новых GCNов.

With Linux 4.15, AMDGPU DC is just enabled by default for Vega hardware. If you are on GCN 1.1 or newer with AMDGPU and want to use DC, you need to use the amdgpu.dc=1 kernel module parameter for activation.


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено iZEN , 12-Дек-17 10:23 
Mesa - перехват управления разработкой реализации OpenGL у производителей видеокарт.
В результате этого имеем "тощие" драйвера и жирный графический стек, общий для всех, по размеру бинарного кода порядка 1 гигабайта (c поддержкой LLVM для конвеерной технологии шейдеров).
Надо сказать, что несколько лет назад размер графического стека вместе с видеодрайверами не превышал 20 МБ вместе с поддержкой урезанной версии 3D-акселерации OpenGL ES и мог работать на портативных устройствах с поддержкой сенсорного и перьевого ввода (портативные мессенджеры, смартфоны Nokia, КПК).
Вывод. Похоже, всё сводится к тому, чтобы чем-то занять ненужных людей - идёт усиленная работа по навязыванию жирных программ и способов неэффективной работы с/над ними.

"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено Andrey Mitrofanov , 12-Дек-17 10:27 
> Mesa - перехват управления разработкой реализации OpenGL у производителей видеокарт.
> В результате этого имеем "тощие" драйвера и жирный графический стек, общий для
> всех, по размеру бинарного кода порядка 1 гигабайта (c поддержкой LLVM
> для конвеерной технологии шейдеров).

Пользователи невидии должны....

>Похоже, всё сводится к тому, чтобы чем-то занять ненужных людей -
> идёт усиленная работа по навязыванию жирных программ и способов неэффективной работы
> с/над ними.

....быть при деле.  Впитывай[I].


"Выпуск Mesa 17.3.0, свободной реализации OpenGL"
Отправлено commiethebeastie , 12-Дек-17 23:59 
Intel Intel i915 HD Graphics Skylake Works 12-CURRENT Available via drm-next-kmod port
Intel Intel i915 HD Graphics Kabylake Works 12-CURRENT Available via drm-next-kmod port

Ну и для чего твоя желчь?