The OpenNET Project / Index page

[ новости /+++ | форум | теги | ]

Релиз Mesa 24.0, свободной реализации OpenGL и Vulkan

01.02.2024 21:45

Опубликован релиз свободной реализации API OpenGL и Vulkan - Mesa 24.0.0. Первый выпуск ветки Mesa 24.0.0 имеет экспериментальный статус - после проведения окончательной стабилизации кода будет выпущена стабильная версия 24.0.1.

В Mesa 24.0 доступна поддержка графического API Vulkan 1.3 в драйверах anv для GPU Intel, radv для GPU AMD, NVK для GPU NVIDIA, tu для GPU Qualcomm, в программном растеризаторе lavapipe (lvp) и в режиме эмулятора (vn). Поддержка Vulkan 1.0 реализована в драйверах v3dv (GPU Broadcom VideoCore VI из Raspberry Pi 4) и dzn (реализация Vulkan поверх Direct3D 12).

В Mesa также обеспечивается полная поддержка OpenGL 4.6 для драйверов iris (GPU Intel Gen 8+), radeonsi (AMD), Crocus (старые GPU Intel Gen4-Gen7), zink, llvmpipe, virgl (виртуальный GPU Virgil3D для QEMU/KVM), freedreno (Qualcomm Adreno) и d3d12 (прослойка для организации работы OpenGL поверх DirectX 12). Поддержка OpenGL 4.5 доступна для GPU AMD (r600) и NVIDIA (nvc0). Поддержка OpenGL 3.3 присутствует в драйверах softpipe (программный растеризатор), asahi (GPU AGX, используемый в чипах Apple M1 и M2) и nv50 (NVIDIA NV50).

Основные новшества:



  1. Главная ссылка к новости (https://lists.freedesktop.org/...)
  2. OpenNews: В Mesa-драйвере radv реализована поддержка расширений Vulkan для кодирования видео h.265
  3. OpenNews: Релиз Mesa 23.3, свободной реализации OpenGL и Vulkan
  4. OpenNews: В Mesa принят код NVK, открытого Vulkan-драйвера для видеокарт NVIDIA
  5. OpenNews: В написанной на Rust реализации OpenCL для Mesa обеспечена поддержка OpenCL 3.0
  6. OpenNews: Из Mesa удалён код классических драйверов, не использующих Gallium3D
Лицензия: CC BY 3.0
Короткая ссылка: https://opennet.ru/60537-mesa
Ключевые слова: mesa, opengl, vulkan
При перепечатке указание ссылки на opennet.ru обязательно


Обсуждение (91) Ajax | 1 уровень | Линейный | +/- | Раскрыть всё | RSS
  • 1.1, Аноним (1), 22:46, 01/02/2024 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +3 +/
    Есть какие-нибудь книги статьи которые объясняют как графический стек работает в линуксе? Что-то кажется неохваченная тема вообще.
     
     
  • 2.3, Аноним (3), 23:01, 01/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –15 +/
    https://www.google.com/search?q=graphics+stack+linux
     
  • 2.4, Аноним (4), 00:06, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +42 +/
    С точки зрения программиста надо просто смотреть код. С точки зрения пользователя просто запомнить что открытый графический драйвер состоит из трех компонентов: DRM (Direct Render Manager) в ядре, mesa (новость про нее) и libdrm в userspace, через последний mesa "общается" с DRM. DRM это то что непосредственно взаимодействует в видеокартой, а mesa содержит реализации графических API с помощью которых данные подготавливаются и отправляются на видеокарту (например там компилируются шейдеры под конкретный графический чип используя ACO либо LLVM в качестве компилятора).  
    Пользователю эта инфа нужна чтоб понимать что нужно обновлять для того или иного эффекта, например если нужно новые фичи разгона или решение проблем с переключаемыми режимами (частота и разрешение экрана) то это к DRM, а если нужны решить проблемы с артефактами в игрушке или низким fps то это mesa.
     
     
  • 3.5, Аноним (5), 01:04, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +4 +/
    Продолжай, очень интересно!
    А где тут находятся x11 в libdrm (userspace)?
     
     
  • 4.7, Аноним (4), 01:31, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    Догадываюсь что раз X11 непосредственно использует libdrm то только для управления подключенными дисплеями. Само же окружение рабочего стола рисуется на OpenGL, через mesa, ответственный за это компонент mesa называется Glamor.  
     
     
  • 5.11, Zenitur (ok), 02:20, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +10 +/
    Сначала было 2D-ускорение XAA. Оно использовалось X11 для того, чтобы ускорять такие действия, как перетаскивание окна из стороны в сторону. Для ресайза окна. Обычно эти действия вычислялись программно на CPU, но если доступен XAA, то всё становилось быстрее.

    По сути, XAA это налог DirectDraw, а Xv это аналог DirectShow.

    В конце 00-х, XAA заменили на EXA. Все вендоры видеокарт успешно провели миграцию со старого на новый API, и старый API даже удалили из X11.

    Потом Intel сделала UXA и SNA. Но другие вендоры не стали реализовывать эти API у себя.

    Потом появился Glamor - аппаратное 2D, работающее поверх аппаратного 3D. Дело в том, что вендорыы начали убирать из графических чипов - вычислительные модули для 2D-графики. Чтоб не занимали место, так как аппаратное 2D уже никому не нужно.

    Использует ли X11 библиотеку libdrm? Нет. Для управления дисплеями используется xrandr. Окружение рабочего стола не рисуется через OpenGL - хотя в теории можно включить композитинг, но всё работает и без него.

     
     
  • 6.16, Аноним (16), 08:40, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    > Использует ли X11 библиотеку libdrm? Нет.

    Как не использует? Очень даже использует, как же иначе получать информацию о дисплеях, разрешениях и прочем.

     
     
  • 7.43, Zenitur (ok), 13:47, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    Насколько я знаю, драйвер NVIDIA не использует libdrm вообще. Может, лицензия не позволяет к нему обращаться. Не знаю.

    Поэтому я и предположил, что определение разрешений экрана происходит как-то иначе, а libdrm используется только для 3d-ускорения, и ни для чего больше.

    Ниже мне написали, что" strings amdgpu_drv.so" показывает, что libdrm таки используется ими. А раз DDX-драйвер обращается к этой библиотеке - значит, libdrm используется не только для 3D. Я ошибался, когда предположил, что libdrm - только для 3D, а не для разрешений экрана.

     
     
  • 8.56, Аноним (56), 15:56, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    ldd usr lib xorg modules drivers nvidia_drv so linux-vdso so 1 0x00007ffc... текст свёрнут, показать
     
     
  • 9.58, Аноним (56), 16:19, 02/02/2024 Скрыто ботом-модератором     [к модератору]
  • +1 +/
     
     
  • 10.69, Zenitur (ok), 20:36, 02/02/2024 Скрыто ботом-модератором     [к модератору]
  • +/
     
  • 6.24, Аноним (24), 10:53, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    Расскажи как именно 2D рисуется через 3D Gloamor регистры на видеокарте вызывае... большой текст свёрнут, показать
     
     
  • 7.25, Аноним (24), 11:03, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    И xrandr это просто CLI утилита над иксовым DDX драйвером.

    P.S. Специально для грамар наци: 's%/патчь/патч/g'

     
     
  • 8.28, Moomintroll (ok), 11:41, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    Точно https www x org archive X11R7 7 doc man man3 Xrandr 3 xhtml ... текст свёрнут, показать
     
     
  • 9.31, Аноним (24), 12:08, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Изначальное утверждение на которое был написан ответ А по твоей же ссылке на до... большой текст свёрнут, показать
     
     
  • 10.32, Аноним (56), 12:21, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    x11 DDX modesetting ... текст свёрнут, показать
     
  • 7.61, vitalif (ok), 16:50, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    >Расскажи как именно 2D рисуется через 3D?

    Именно так, через opengl, через шейдеры

     
  • 6.83, kravich (ok), 09:35, 04/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Да Зенитарка, ты временами странный, но в Linux-археологии тебе равных нет, спасибо
     
     
  • 7.92, Zenitur (ok), 13:19, 05/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Пожалуйста Согласен, у меня такое есть Бывает - напишу комментарий, а через не... большой текст свёрнут, показать
     
  • 5.29, Аноним (24), 11:42, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Есть одно ошибочное утверждение, разумеется Glamor это часть xorg, входящая в DD... большой текст свёрнут, показать
     
  • 3.14, Аноним (14), 08:18, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    > С точки зрения программиста надо просто смотреть код.

    Вы какой-то плохой погромист - без понимания ундерлаинг технологий код не помощник.

     
     
  • 4.27, n00by (ok), 11:40, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Если так нравятся английские словесы, то black box reverse engineering - это когда изучают код клиента чёрного ящика, что бы понять, что там за ундерлаинг технологии внутри.
     
  • 3.35, Аноним (35), 13:14, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > С точки зрения пользователя просто запомнить что

    Что обезьяньи упражнения хороши для обезьян.

     
  • 2.8, Zenitur (ok), 01:38, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +13 +/
    Знаю только самое начало.

    Драйвер делится на две части:

    1. Cам драйвер.
    2. Файл библиотеки OpenGL.

    Сам драйвер делится на два файла:

    1. Ядерную часть (в kernelspace) /lib/modules/2.6.32/kernel/drivers/video/nvidia.ko
    2. Юзерспейсную часть. /usr/lib/xorg/modules/drivers/nvidia_drv.so

    Интересный факт. Во времена видеокарт без 3D-ускорения, была только юзерспейсная часть. Это называется DDX-драйвер.

    Файл библиотеки OpenGL тоже делится на две части:

    1. server glx. /usr/lib/xorg/modules/extensions/libglx.so
    2. client glx. /usr/lib/libGL.so.1

    Если 3D-ускорение не работает - значит, какого-то из этих файлов нет. Проверяй вывод команды glxinfo, чтобы "Server GLX string" и "Client GLX string" были от "NVIDIA Corporation". Если нет - чини. Также проверяй файл "/var/log/Xorg.0.log".

    Интересный факт. Графический сервер X11 (X-server) общается с библиотекой OpenGL не напрямую. Между ними есть посредник в виде библиотеки GLX. Цепочка выглядит так: X11-GLX-OpenGL.

    Теперь история. OpenGL был создан компанией Silicon Graphics, которая создавала мощные рендер-фермы для компьютерной графики в кино. Рендер-ферма делилась на два компонента: сервер и клиент. Сервер представлял из себя мощный компьютер без монитора. Клиент представлял из себя обычный комп, с монитором, клавиатурой и мышкой. Назывался "рабочая станция".

    Ещё нужно было покупать кучу софта. Софт мог быть по стоимости, как сам комп.

    Собственно, авторам софта и нужно было как-то общаться с видеокарточкой. На каком-то языке. Так и появился API OpenGL. А ещё есть такая штука, как графический сервер X11. Он появился в 1987 году. Для справки, Linux появился в 1992-м.

    Во времена Pentium Pro (ноябрь 1995 года) стало понятно, что архитектура x86 теперь способна потягаться с MIPS и SPARC. В том числе и для 3D-графики. В то время набирала популярность операционная система Linux. Там использовался графический сервер XFree86. Логично, что 86, это архитектура x86, а Free, значит свободный. Значит, на серьёзных UNIX-машинах использовался какой-то другой сервер.

    В конце 1996 года вышла видеокарта 3dfx Voodoo - первый 3D-ускоритель для домашних компьютеров, получивший популярность. В начале 1997 года вышла видеокарточка nVidia Riva 128. Под неё были драйверы для Windows 95, Windows NT, Linux, FreeBSD и Solaris. Интересный факт: были драйверы даже для Windows 3.1 - правда, без поддержки 3D.

    Что интересно, первые драйверы NVIDIA были с открытым исходным кодом (что нетипично для этой компании). Для того, чтобы запустить драйверы, нужно было серьёзно пропатчить "иксы". Поиграть можно было в игру Quake II - первую коммерческую игру, которая была выпущена для Linux.

    Компания Tungsten Graphics придумала, как можно запустить 3D-ускорение под XFree86, не имея необходимости накладывать патчи. Именно они предложили, что отныне драйвер разделён на ядерный и юзерспейсный (раньше был только юзерспейсный). Для написания ядерной части драйвера, в ядре находится модуль DRI, с которым предстоит взаимодействовать вендору видеокарты в процессе написания своего драйвера.

    Однако компания NVIDIA раскритиковала DRI и сделала своё. Модуль nvidia.ko по сути даёт вожделенный Direct Rendering, но без использования DRI в ядре и libdrm в юзерспейсе.

    Считалось, что получить вожделенный DRI в XFree86 нельзя, что надо создать новый графический сервер. Однако для иксов появилось расширение DRI (одноимённое с модулем ядра), и DRI стало можно юзать в XFree86. Вот как выглядела одна из секций файла /etc/X11/XF86Config:

    Section "Module"
    Load "glx"
    Load "dri"
    EndSection

    А ещё она могла выглядеть вот так:

    Section "Module"
    Load "GLcore"
    Load "bitmap"
    Load "dbe"
    Load "ddc"
    Load "dri"
    Load "extmod"
    Load "freetype"
    Load "glx"
    Load "int10"
    Load "record"
    Load "speedo"
    Load "type1"
    Load "vbe"
    EndSection

    Как хорошо, что сейчас не нужно иметь большой развесистый конфиг.

    В декабре 2000 года вышел дистрибутив Red Hat 7.2. Компания NVIDIA начала формировать rpm-пакеты для него и для SUSE. А также run-инсталлятор для остальных систем. Создатели тех или иных дистрибутивов Linux могли перепаковать run-инсталлятор, чтобы получить например пакет deb.

    И да, драйвер теперь проприетарный.

    Считалось, что в Red Hat проблемные иксы, которые надо патчить. А в SUSE иксы самые лучшие. Доходило даже до того, что самым беспроблемным способом настроить иксы в Red Hat - установить пакеты из SUSE. Впрочем, спустя пару лет иксы "причесали".

    А потом произошёл форк XFree86 под именем Xorg.

    В 2005 году прекращена разработка XGL - того самого нового сервера, который начали создавать в тот момент, когда считалось, что из-под "иксов" нельзя поюзать DRI. Однако при помощи XGL можно было пощупать композитинг - а это было любопытно. Поэтому поддержку XGL осуществляли до 2008 года (до тех пор, пока последний из драйверов, который не поддерживал AIGLX, не реализовал его поддержку).

    В 2008 году появился libxcb. Дело в том, что libX11 был тем ещё мучением для разработчиков программ (куда хуже WinAPI), и поэтому все использовали тулкиты - вместо того, чтобы напрямую общаться с libX11. В libxcb был потенциал.

    В 2008 году появился DRI2 - новая версия ядерного модуля. Драйверы radeon, intel и nouveau были переписаны под новый модуль (какое-то время - до 2023 года - в ядре распространялись драйверы DRI1 и DRI2. А вот в Месе поддержку DRI1 бросили ещё в 2012 году - в релизе 8.0).

    В 2008 году появился KMS - новая модель драйверов. Теперь драйвер реализовывался целиком в kernelspace, а в DDX-драйвере почти ничего не осталось. У KMS был ряд достоинств и почти не было недостатков.

    Ну и в ноябре 2008 года появился Wayland - новый графический сервер, который использует EGL вместо GLX, а также использует KMS в обязательном порядке. Также в обязательном порядке включен композитинг, а также в обязательном порядке - использование тулкитов. Wayland является более легковесным, чем X11.

    P.S. Ну что, не сильно длинно получилось?

     
     
  • 3.23, Ананий (?), 09:56, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +3 +/
    >Wayland является более легковесным, чем X11

    Глупый вопрос можно? Чому этот легковесный так долго пилят и все никак недопилят?
    Вечно какие-то проблемы, которых у нелегковесных X11 почему-то нет.

    Были ли какие-либо нароботки Mir использованны в wayland?
    Ну и когда уже X11-капец?

    ЗЫ я не потролить и не поразжигать срачи, просто интересно какие перспективы и когда все устаканится по вашему мнению?

     
     
  • 4.26, Stellarwind (?), 11:19, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +4 +/
    Проблема вейланда в том, что пытались сделать легковесный выкинув ненужное, а по... большой текст свёрнут, показать
     
     
  • 5.30, n00by (ok), 11:45, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    > Тиринг ужасно - всем нужен vsync обязательно, все остальные идиоты. То что
    > игруны не хотят vsync, а хотят больше фпс очень долго убеждать
    > пришлось.

    Что-то не заметно, что игруны убедили Хидэтака Миядзаки отказаться от фиксированных 60 кадров в секунду. Продажники "красных" и "зелёных", понятное дело, с радостью готовы идти на встречу требовательному покупателю и поддержать версию, что неотображаемые монитором кадры улучшают, простите за такое слово, гейминг.

     
     
  • 6.33, Beta Version (ok), 12:37, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Продажники "красных" и "зелёных", понятное дело, с радостью готовы идти на встречу требовательному покупателю и поддержать версию, что неотображаемые монитором кадры улучшают, простите за такое слово, гейминг.

    А вы из тех, кто до сих пор в это не верит?

     
     
  • 7.36, Аноним (56), 13:20, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    Во всех новых играх первым делом иду в настройки и включаю VSync, чтобы уменьшить энергопотребление == нагрев видеокарты. Мне не нужно постоянно перестраивать сцену на GPU со скоростью 300 кадров в секунду, когда монитор показывает максимум 60, а физический игровой движок фиксирован на 30.
    Мнение Невидии по этому поводу, с её расплавленными картами, меня не интересует.
    А понты киберкотлетов - это понты киберкотлетов.
     
     
  • 8.39, n00by (ok), 13:39, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    Может они в каких-то играх и обоснованы Другое дело, что если отключение VSync ... текст свёрнут, показать
     
     
  • 9.44, Аноним (56), 13:59, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    В локальной сети, на чемпионате - может и обоснованы Но мы-то играем в Интернет... текст свёрнут, показать
     
     
  • 10.45, n00by (ok), 14:08, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Под VSync я понимаю сигнал с видеокарты, к которому привязывается вывод очередно... текст свёрнут, показать
     
     
  • 11.50, Аноним (56), 14:42, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Физический движок обычно не привязан к выводу Он работает на CPU, обычно им... большой текст свёрнут, показать
     
     
  • 12.59, n00by (ok), 16:45, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Вот это фиксированное время для расчёта кадра не с потолка ведь берётся Счита... текст свёрнут, показать
     
     
  • 13.67, Аноним (56), 18:40, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Берётся достаточно большим, чтобы обсчитать больше, но достаточно малым, чтобы ч... большой текст свёрнут, показать
     
     
  • 14.76, n00by (ok), 11:56, 03/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Благодарю за подробное описание Вот в первом предложении цитаты - ключевой моме... большой текст свёрнут, показать
     
  • 8.46, Beta Version (ok), 14:13, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Я тоже играю с локом на 60 фпс почти во все сингловые игры Но в КС2 с 60 фпс пр... большой текст свёрнут, показать
     
     
  • 9.48, n00by (ok), 14:28, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    То есть тут надо бы опрашивать устройства ввода дважды за кадр, но это придётся ... текст свёрнут, показать
     
  • 7.37, n00by (ok), 13:22, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –3 +/
    >> Продажники "красных" и "зелёных", понятное дело, с радостью готовы идти на встречу требовательному покупателю и поддержать версию, что неотображаемые монитором кадры улучшают, простите за такое слово, гейминг.
    > А вы из тех, кто до сих пор в это не верит?

    Я из тех, кто понимает принципиальное отличие веры от знания. Известно, что если кадр монитором не выводится, значит его не видно. Так же эксперименты подтверждают эффект плацебо среди верующих в силу имитации лекарства.

     
     
  • 8.42, Beta Version (ok), 13:43, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Так вы из тех, кто просто не разбирается в том, о чём судит и говорит Вам нужно... большой текст свёрнут, показать
     
     
  • 9.47, n00by (ok), 14:22, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Мне не надо смотреть какие-то ролики Я делал т н мультипликатор на экране Сп... текст свёрнут, показать
     
     
  • 10.52, Beta Version (ok), 15:04, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Конечно вам не надо ничего смотреть Вы же понимаете принципиальное отличие вер... текст свёрнут, показать
     
     
  • 11.60, n00by (ok), 16:47, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    Ну почему же ничего, я посмотрел на вот это Автор канала - видеоблоггер, игро... текст свёрнут, показать
     
     
  • 12.62, Beta Version (ok), 16:57, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Чел озвучивает то, что и так знают те, кто знает инфу из обоих пунктов, озвученн... текст свёрнут, показать
     
     
  • 13.64, n00by (ok), 17:25, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Иначе говоря, существует некая группа лиц, друг на друга ссылающихся в доказател... большой текст свёрнут, показать
     
     
  • 14.65, Beta Version (ok), 17:47, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Нет Чел в видео озвучил то же самое, что написал бы я А проверяются его слова ... большой текст свёрнут, показать
     
     
  • 15.77, n00by (ok), 12:25, 03/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Нет Раз уж мысли сходятся с тем экспертом по видеоблоггингу на Бесяточке, то пр... большой текст свёрнут, показать
     
     
  • 16.82, Beta Version (ok), 13:37, 03/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Заканчивай своё трёп и ответь на простой вопрос фпс выше частоты монитора сказы... текст свёрнут, показать
     
     
  • 17.85, n00by (ok), 11:41, 04/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    А ты успокойся, прекрати так волноваться по поводу слова гейминг Перечитай вн... текст свёрнут, показать
     
     
  • 18.93, Аноним (93), 14:19, 05/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Там нет ответа, там показное непонимание из-за недоопределённости input lag как ... большой текст свёрнут, показать
     
     
  • 19.94, Аноним (93), 14:29, 05/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    End-to-end _system_ latency у Nvidia и в некоторых других статьях выводом... текст свёрнут, показать
     
  • 19.95, n00by (ok), 17:32, 05/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Напомню, что собеседник уже _отказался_ доказывать свой тезис вы из тех, кто пр... большой текст свёрнут, показать
     
     
  • 20.96, Аноним (93), 19:48, 05/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Так вы же не разбираетесь, замеры обсуждаемой величины по первой ссылке вот прои... большой текст свёрнут, показать
     
  • 21.98, n00by (ok), 08:09, 06/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Мы уже разобрались, что инпут лаг - это задержка сигнала ввода, а не разница меж... текст свёрнут, показать
     
  • 18.99, Электрон (?), 09:44, 07/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Прежде чем вменять собеседнику непонятую импликацию и следующую по ней демагогию... текст свёрнут, показать
     
     
  • 19.100, n00by (ok), 13:21, 07/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Такой подход давал ли хоть раз результат в случае _веры_ см 33 С точки зрен... текст свёрнут, показать
     
  • 5.34, Аноним (-), 13:07, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > скриншоты, скринкасты

    Уже давно есть, не надо тут.

    > Срать им что пользователь не хочет каждый раз окошки gimp расставлять.

    Да, именно так.
    Вообще странно, когда когда в вебе кто-то что-то фингерпринтит - сразу набигают белки истерички "за нами слидят!!111"
    А когда так же самое есть у любой десктопной аппы - не, ну это норм, диды как-то с этим жили, ну и нам так же жить.

     
     
  • 6.38, Аноним (56), 13:29, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    > когда в вебе кто-то что-то фингерпринтит
    > А когда так же самое есть у любой десктопной аппы

    В вебе приложение поставляется во время исполнения и имеет закрытый/обфусцированный код. Что и куда оно передавало/передаёт/будет передавать - неизвестно.
    Локальное приложение собирается из исходников с полностью контроллируемым процессом обновления и хранит настройки (например, позицию и размер окна) локально и никуда не передает.

    Если тебе "всё едино", значит, ты не понимаешь, что такое модель безопасности, значит, и безопасность тебе не нужна, ты просто очередная жертва маркетинга, купившаяся на "безопасность".

     
     
  • 7.51, Аноним (-), 14:44, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Локальное приложение собирается из исходников с полностью контроллируемым процессом обновления

    Серьезно? Это в каком-то линуксовом манямирке весь софт с открытым кодом.
    А в реальном мире тебе нужно устанавливать проприетарный софт и совсем не хочется, чтобы он шарился где попало.

    > и никуда не передает

    думаешь ты))

    А про дыры в приложениях - и открытых и закрытых - можно даже не вспоминать.

     
     
  • 8.54, Аноним (56), 15:23, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Ну не весь - 98,5 Оставшиеся 1,5 можно запустить в отдельном user namespace б... текст свёрнут, показать
     
     
  • 9.55, Аноним (-), 15:46, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Что правда У тебя октрыты все дрова начиная от загрузчика, до прошивок на всех-... текст свёрнут, показать
     
     
  • 10.57, Аноним (56), 16:06, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Я специально всё открытое не подбирал, исходил из бюджета, что вполне соответств... текст свёрнут, показать
     
     
  • 11.63, Аноним (-), 17:09, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Ты ж понимаешь, насколько это глупо звучит Те кто смогут проэксплуатировать за... текст свёрнут, показать
     
     
  • 12.68, Аноним (56), 18:53, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Ты же понимаешь, что это была ирония над твоим подходом к безопасности - сгорел... текст свёрнут, показать
     
  • 3.40, Аноним (56), 13:41, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Существует какой-то список литературы (на русском или английском языке) по исторической стороне графического вопроса?
     
     
  • 4.49, Zenitur (ok), 14:32, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Существует какой-то список литературы (на русском или английском языке) по исторической
    > стороне графического вопроса?

    Можно начать с Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Mesa_3D Насчёт книг - не знаю. Знаю, что есть Red book, Green book и так далее, являющиенся настольными книгами для разработчика под OpenGL. Я слышал о них в выпуске "16 бит тому назад" про OpenGL.

    Эти книги, они скорее про программирование, чем про "понять, как это работает". 700 страниц текста убористым шрифтом про каждый вызов OpenGL... Как-то так.

     
     
  • 5.53, Аноним (56), 15:13, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Не, мне именно (более детальная) история развития графического стека в Linux и его userspace интересна. А GL - только в части его интеграции в экосистему: GLX/EGL.
     
     
  • 6.78, n00by (ok), 12:39, 03/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Историей интересуетесь с целью прикинуть будущее? Я её знаю плохо, но в двух словах: каждый хотел перетянуть общее одеяло на себя. Сейчас настоящее таково, что RedHat уже выкинула X.Org. Остаётся Steam OS, но в Wine 9.0 работает Wayland, значит в Proton 9.0 будет так же. В 10.0 вероятно выкинут X. Хотелки остальных на судьбу X.Org не влияют. С OGL ситуация схожа: Khronos Group определяет Vulkan как перспективное API. Из существующих драйверов поддержку OGL вряд ли удалят в ближайшее время, но новые наверняка будут появляться с поддержкой только Vulkan. В Mesa уже есть прослойка для трансляции OGL в Vulkan https://docs.mesa3d.org/drivers/zink.html
     
  • 3.75, Аноним (5), 01:58, 03/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Спасибо! Очень интересно, познавательно и просто описано!
     
     
  • 4.80, Zenitur (ok), 13:30, 03/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Пожалуйста Если вам интересно, добавлю ещё немного Моим первым линуксом был KN... большой текст свёрнут, показать
     
     
  • 5.84, Аноним (5), 10:05, 04/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Нужна так называемая майндмэп что бы было пррще понять историко-стэковую связь ... большой текст свёрнут, показать
     
     
  • 6.87, Zenitur (ok), 13:44, 04/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Можно просто спросить на ЛОРе Там многие застали и многие помнят Bumblebee был... большой текст свёрнут, показать
     
     
  • 7.89, Аноним (5), 20:10, 04/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    >>И кроме того, когда я впервые попробовал Raspberry Pi...

    Хм... конспирология? )))

     
     
  • 8.91, Zenitur (ok), 23:57, 04/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Скорее домыслы Когда я увидел, что на Raspberry Pi есть OpenGL_ES и EGL, а на д... текст свёрнут, показать
     
  • 7.102, Zenitur (ok), 12:43, 10/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Раз уж я поднял тему графического стека а людям понравилось - напишу ещё один ... большой текст свёрнут, показать
     
  • 6.88, Аноним (-), 13:46, 04/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Неа, Wayland это изменение парадигм относительно Xorg В xorg все и вся - включа... большой текст свёрнут, показать
     
     
  • 7.90, Аноним (5), 20:11, 04/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    >>Нвидия стоит здорово особняком.

    А как с nouveau дела обстоят? Там совсем караул, или для старых карт норм поддержка стала?

     
  • 3.97, Дрататуй (?), 04:18, 06/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Насколько мне известно, могу ошибаться, xFree86 использовался и в больших Униксах.
    Хорошо бы создать какую-нить энциклопедию по всяким линуксам, в качестве главного архивариуса даже знаю кого назначить. ☺
    Это всё равно проще, чем каждый раз набирать один и тот же текст. И да, редактировать неточности можно будет в отличие от многочисленных площадок.
     
     
  • 4.101, Zenitur (ok), 11:42, 10/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Насколько мне известно, могу ошибаться, xFree86 использовался и в больших Униксах.

    Угу, я почитал описание, паишут что изначально назывался X386 (1991), потом XFree86, и стал стандартом де-факто для всех, включая промышленные Unix-машины.

    > Хорошо бы создать какую-нить энциклопедию по всяким линуксам, в качестве главного архивариуса
    > даже знаю кого назначить. ☺

    Парфёнова? :-)

    > Это всё равно проще, чем каждый раз набирать один и тот же
    > текст. И да, редактировать неточности можно будет в отличие от многочисленных
    > площадок.

    Это да. Комменты заретяются с годами. Нужно LOR Wiki возобновить.

     
  • 3.103, n00by (ok), 14:23, 10/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    > В 2008 году появился libxcb. Дело в том, что libX11 был тем
    > ещё мучением для разработчиков программ (куда хуже WinAPI), и поэтому все
    > использовали тулкиты - вместо того, чтобы напрямую общаться с libX11. В
    > libxcb был потенциал.

    Тогда я и поправлю, раз уж новость ушла с Главной.

    Xlib и XCB - это, грубо говоря, как блокирующие сокеты и асинхронные. XCB ещё сложнее в использовании, но позволяет исключить некоторые задержки на ожидание ответа сервера. Xlib сейчас реализована как обёртка над XCB.

     
     
  • 4.104, Zenitur (ok), 13:07, 12/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Xlib и XCB - это, грубо говоря, как блокирующие сокеты и асинхронные.
    > XCB ещё сложнее в использовании, но позволяет исключить некоторые задержки на
    > ожидание ответа сервера. Xlib сейчас реализована как обёртка над XCB.

    Буду знать. Оказывается, сложность осталась той же, а XCB, это попытка решить проблему иксов с задержками.

     
  • 2.10, Аноним (10), 02:11, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    > Есть какие-нибудь книги статьи

    попадаются

    https://bootlin.com/doc/training/graphics/graphics-slides.pdf

     
  • 2.72, Аноним (72), 23:45, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    https://www.baeldung.com/linux/gui
     
     
  • 3.73, Аноним (72), 23:46, 02/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Очень хорошо всё расписано
     
  • 2.86, Аноним (-), 13:31, 04/02/2024 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    На саммом концептуальном уровне Нижний уровень kernel Он управляет аллокацие... большой текст свёрнут, показать
     

  • 1.9, Аноним (9), 01:53, 02/02/2024 Скрыто ботом-модератором [﹢﹢﹢] [ · · · ]     [к модератору]
  • +4 +/
     

     ....ответы скрыты (3)

  • 1.15, Аноним (15), 08:20, 02/02/2024 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +1 +/
    https://archive.fosdem.org/2023/schedule/event/graphics_a_frames_journey/ вот отличная презентация от Daniel Stone как работает графика в Linux
     
  • 1.66, Аноним (66), 18:15, 02/02/2024 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Пытался во фряхе накатить месу, но в пакетах только меса-девел, которая начинает искать девел-версии дров, которых нет (кмод, встройка интел атом).
    Как воевать?
     
  • 1.70, Аноним (70), 21:06, 02/02/2024 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +2 +/
    ясно, понятно. на Raspberry Pi 4 как всегда нормальный драйвер vulkan так и не шмогли. с такими особенностями, уролог тогда тоже этим разрабам не поможет.
     

     Добавить комментарий
    Имя:
    E-Mail:
    Текст:



    Партнёры:
    PostgresPro
    Inferno Solutions
    Hosting by Hoster.ru
    Хостинг:

    Закладки на сайте
    Проследить за страницей
    Created 1996-2024 by Maxim Chirkov
    Добавить, Поддержать, Вебмастеру