Кристиан Шаллер (Christian Schaller), возглавляющий группу по развитию десктоп-систем в компании Red Hat и Fedora Desktop Team,
сообщил (https://blogs.gnome.org/uraeus/2017/10/12/aac-support-will-b... о включении в Fedora Workstation 27 встроенной поддержки кодирования и декодирования формата AAC (https://en.wikipedia.org/wiki/Advanced_Audio_Coding), &... идущего на смену MP3 и обеспечивающего более высокое качество звука на тех же битрейтах. AAC утверждён как стандарт ISO, определён в спецификациях MPEG-2 и MPEG-4 и используется в таких сервисах, как iTunes.Реализация для Fedora основана на модифицированном варианте библиотеки Fraunhofer FDK AAC (https://github.com/mstorsjo/fdk-aac) (fdk-aac), выделенной из кода платформы Android. На основе библиотеки подготовлен плагин к GStreamer, позволяющий воспроизводить и создавать файлы AAC в любых GStreamer-приложениях.
URL: https://blogs.gnome.org/uraeus/2017/10/12/aac-support-will-b.../
Новость: https://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=47375
Чем оно лучше OGG?
Кодируется лучше.
Но это не совсем свободный формат, поддерживаемый многими.
Современный OGG - это Opus, и кодирует он лучше, чем AAC. Вы, наверно, имели ввиду Vorbis - он типа объявлен устаревшим за компанию с MP3.Но кое-чем AAC таки превосходит Opus - хардварной поддержкой и, соответственно, экономией батарейки на мобилках.
Превосходство OPUS над AAC - несколько спорное и холиварное утверждение. Чудес не бывает. Оба формата друг друга достойны (если сравнивать OPUS c лучшими кодерами AAC). OPUS, например, может комфортно (но не обязательно прозрачно) звучать на низких битрейтах, но и у AAC для низких битрейтов есть режим HE (High Еfficiency), там тоже с комфортностью все в порядке. Многие справедливо не любят HE-AAC за "синтетику" в звуке, но разве OPUS на низких битрейтах звучит идеально? Да ни хрена подобного, на слух та же синтетика, хотя формально синтез высоких частот не используется. Чудеса компрессии вместо музыки :)
опус же совсем не про музыку. и если ворбис устарел то что теперь из свободного для музыки кроме флака?
> опус же совсем не про музыку.Он и про музыку и про спич. Такой себе гибрид. При равном битрейте он шутя делает по качеству и AAC и Vorbis на битрейтах типа 64Кбит. На битрейте порядка 90-100кбит ты врядли сможешь навскидку отличить его от оригинала с CD-качеством в слепом тесте. Разве что у тебя оборудование чуть ли не студийное.
> На битрейте порядка 90-100кбит ты врядли сможешь навскидку отличить его от оригинала с CD- качеством в слепом тесте.Три раза ха-ха. Откуда Вы такие беретесь, самоуверенные :)
Даже на затычках IE4, подключенных к плейеру десятилетней давности, слышна разница.
Для современного процессора мобилки любой аудиокодек на один зубок, там разница маргинальная. Основное потребление возникает от того что система вообще из deep sleep вышла, плюс-минус 2% CPU на минимальной частоте погоду не делают. Разница настолько мизерная что во многих мобилочных SoC вообще не ставят блок аппаратного декодера аудио теперь. Экономя лишний раз на лицензировании блока и прочих оплатах патентов.
>> Современный OGG - это OpusВикипедия говорит, что внутри OGG может еще и FLAC сидеть.
Правильно, потому что OGG — это контейнер, а не кодек.
Какая мне разница какой кодек лучше/хуже на всяких микроскопических битрейтах?Главное, что он ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ ШВАБОДНЫМ СОВТОМ. Слушать Опус или ААЦ -- пользователь сам решит.
Это РАНЬШЕ БЫЛО так, что у тебя в линухе нет ни флеша, ни мп3, ни скайпа.
И ты сидишь потом как ретард и не можешь ютубчик глянуть или "скачать Арею бесплатно и без смс"
Устаревшим он-то объявлен, но полно записей в фонотеке, которые перекодировать уже никто не возьмётся, потому-что были исполнители типа Виктора Цоя и Владимира Высоцкого. (чтоб их кодировать надо снять FLAC с мастер-диска, но вы же понимаете, что для половины записей у них нет никаких официальных мастер-дисков)
В принципе, AAC более продвинутый формат, чем mp3 и даже ogg, хотя, объективно говоря, разница не такая уж большая. На уровне кодирования, у него много реализаций. Примерный неполный список кодеров AAC в порядке возрастания качества - FFmpeg Native AAC, FAAC, AAC от Coding Technologies, Nero AAC, FDK-AAC (от Fraunhofer, с откр.кодом, с дружелюбной, но не совсем своб. лицензией), Winamp AAC (тоже от Fraunhofer, но проприетарный), Apple AAC (aka QuickTime AAC, проприетарный). У разных реализаций разное качество кодирования. Некоторые даже хуже mp3 звучат, на самом деле. FDK - самый качественный из "открытых", некий референс от авторов формата. Хотя код открыт, лицензия вроде как запрещает распространение в бинарном виде без согласия Fraunhofer, как-то так. В том же Arch в репозиториях до сих пор нет FDK, а из AUR собирать - пожалуйста.
> Хотя код открыт, лицензия
> вроде как запрещает распространение в бинарном виде без согласия FraunhoferПоправлюсь, поскольку неправильно выразился. Бинарники из сторонних репозиториев получить можно, но без согласия Fraunhofer не получится включить по умолчанию в состав дистрибутива.
Распространять не запрещается, но вместе с кодом и бинарниками не распространяется лицензия на патенты (получатель должен отдельно её приобрести). В этой связи не очень понятно, что изменилось, что в Fedora внезапно решили включить кодек в дистрибутив.
> Распространять не запрещается, но вместе с кодом и бинарниками не распространяется лицензия
> на патенты (получатель должен отдельно её приобрести). В этой связи не
> очень понятно, что изменилось, что в Fedora внезапно решили включить кодек
> в дистрибутив.истёк срок патентов же..
> истёк срок патентов же..Хорошо, если так, но упоминаний об этом нигде не видно.
>> истёк срок патентов же..
> Хорошо, если так, но упоминаний об этом нигде не видно.Методичку обнови.
> истёк срок патентов же..На mp3, я слышал, истёк. А на всё остальное?
Fedora сделала свою реализацию кодека на основе кодека реализованного Google на основе кодека от Fraunhofer
> без согласия Fraunhofer не получится включить по умолчанию в состав дистрибутива.Ох уж эти омерикопроблемы. Давно пора запилить какой-нибудь "индейский национальный дистрибутив", поставить сервак с репами в резервации и забыть все эти патенты как страшный сон...
> Давно пора запилить какой-нибудь "индейский национальный дистрибутив"Как только это будет возможно сделать, у "индейцев" сразу появятся и патенты и всё прочее. А пока, "индейцы" остаются при своих кусках со стола "белых"
Проснулись тролли... Всё везде давно есть, кроме федоры и суси.
% aptitude show aac-enc
Пакет: aac-enc
Версия: 0.1.4-2+b1
Новый: да
Состояние: не установлен
Приоритет: необязательный
Раздел: non-free/sound
Сопровождающий: Debian Multimedia Maintainers <pkg-multimedia-maintainers@lists.alioth.debian.org>
Архитектура: amd64
Размер в распакованном виде: 676 k
Зависит: libfdk-aac1 (= 0.1.4-2+b1), libc6 (>= 2.4)
Конфликтует: aac-enc:i386
Описание: Fraunhofer FDK AAC Codec Library - frontend binary
The FDK AAC Codec Library For Android contains an encoder implementation of the Advanced Audio Coding (AAC) audio
codec.
This package contains a frontend binary capable of encoding WAVE files using the Fraunhofer FDK AAC Codec Library.
Домашняя страница: https://github.com/mstorsjo/fdk-aac
% lsb_release -a
No LSB modules are available.
Distributor ID: Debian
Description: Debian GNU/Linux 9.2 (stretch)
Release: 9.2
Codename: stretch
> Ох уж эти омерикопроблемы. Давно пора запилить какой-нибудь "индейский национальный дистрибутив",Давно сделано. Альтлинуксом называется. Пользуйся наздоровье, очень соответствует твоему описанию.
На Здоровье - это... Что такое На Здоровье?
dic.academic.ru›dic.nsf/efremova/188763/На
Смотреть что такое "На Здоровье" в других словарях: на здоровье — на здоровьице, на здоровьечко Словарь русских синонимов. на здоровье нареч, кол...
Шигорин-Базальт?
Бесплатно для физических лиц, которые смогут/сумеют этим пользоваться и покупка лицензий по старым откатным схемам Майкрософт для организаций?
>> Хотя код открыт, лицензия
>> вроде как запрещает распространение в бинарном виде без согласия Fraunhofer
> Поправлюсь, поскольку неправильно выразился. Бинарники из сторонних репозиториев получить
> можно, но без согласия Fraunhofer не получится включить по умолчанию в
> состав дистрибутива.
% pkg search fdk
fdk-aac-0.1.5 Port of the Fraunhofer FDK AAC Codec Library
% pkg rquery %License fdk-aac
FRAUNHOFER_FDK_AACicense
% pkg info -l fdk-aac-0.1.5|grep so
/usr/local/lib/libfdk-aac.so
/usr/local/lib/libfdk-aac.so.1
/usr/local/lib/libfdk-aac.so.1.0.0
http://caniuse.com/#feat=aac
OGG - это формат контейнера.
Ты, верно, имел ввиду Vorbis. В этом случае мой субъективный ответ ответ - на высоких битрейтах Vorbis лучше.
AAC хорош только на низких битрейтах с включенным профилем HE-AAC (или лучше HE-AAC v2).Но всех их давно побил Opus.
А что насчёт самого MP3? На него ж истекли патенты, так что ничего не мешает встроить какой-нибудь LAME в готовый дистрибутив системы.
MP3 поддерживается с Fedora 25, если не ошибаюсь.
Не знаю как в Fedora, а в openSUSE 15 всё будет.Я имею репозиторий OBS, и там есть пакет libmad. Мне надо было только компильнуть qmmp с нестандартными параметрами, а бинарники libmad мне были не нужны. Я их брал из Packman-а. Поэтому публиковались только бинарники qmmp, а libmad - нет.
Пришла жалоба на libmad. Причём от нового регистранта - синдром вахтёра ,то ли? Это же надо было отыскать как-то... В поиске по https://software.opensuse.org/ скрытые пакеты не ищутся же.
Я ответил что срок на патент US истёк. И дал ссылку на новость: сделал поиск новости на Опеннете, и оттуда скопировал ссылку на источник. На английском.
Мой пакет удалять не стали. Смотрю: в multimedia:libs, в SPEC-файле пакета qmmp, libmad теперь не опция, включаемая с помощью define, а обязательная зависимость. В changelog не написана причина, а только строчка о самом факте. Вероятно, в следующем релизе дистрибутива будет libmad! Возможно, даже в oss.
aac ещё более патентован, чем mp3.
Причём с исправлением предыдущих багов патентов, которые не позволили продлевать их до бесконечности :)
Торренты продолжают выкладывать в MP3/320kbps и FLAC. И плевать они хотели на какой-то AAC.
Зачем AAC когда есть opus?
Экшн камеры, телефоны, ютубчик в mp4 - вот это всё кодирует в AAC. Не иметь возможности это играть искаропки на лучшей в мире операционке - это зашквар.
Кто сказал, что нельзя ИГРАТЬ? Играть AAC в линуксе можно, и всегда было можно. Да и кодировать всегда было можно, но по умолчанию были доступны только полностью свободные кодеры вроде FAAC, у которых качество хромает.
> Кто сказал, что нельзя ИГРАТЬ? Играть AAC в линуксе можно, и всегда
> было можно. Да и кодировать всегда было можно, но по умолчанию
> были доступны только полностью свободные кодеры вроде FAAC, у которых качество
> хромает.Кто сказал, что FAAC/FAAD плох? По мне, так отличная замена MP3 на средних, 128-192kbps, битрейтах музыки.
>FAACFDK AAC тогда уж
FAAC и FDK AAC это не одно и то же. FDK качественнее, это факт. FAAC не обновлялся с 2009 и успел порядком устареть. Однако недавно за него снова взялись, было обновление. Может еще и улучшат чего, посмотрим.
> Не иметь возможности это играть искаропки10 лет назад открыл для себя VLC и всё, о кодекостраданиях больше не вспоминал, играет абсолютно всё, что мне удавалось найти.
> 10 лет назад открыл для себя VLC и всё, о кодекостраданиях больше
> не вспоминал, играет абсолютно всё, что мне удавалось найти.Подскажите, а как же аниме, разбиваемое на квадратики? :)
(Сам сижу на smplayer).
Если файл в mkv, то нужно настроить видео вывод через opengl.
> а как же аниме, разбиваемое на квадратики?Из поколение в поколение анимешники пытались найти решение этой старой загадки.
Ходят слухи, что в тестовых версиях VLC 3.0 починили.
> 10 лет назад открыл для себя VLC и всё, о кодекостраданиях больше не вспоминал, играет абсолютно всё, что мне удавалось найти.Вы прослушали исповедь вендузятника.
VLC в виндовз? Пффф! Зачем там кому-то сдалось такое оно? Но отдельные любители всё же имеются, это да.
> Вы прослушали исповедь вендузятника.В KDE neon VLC по умолчанию?
Сейчас открыл youtube статистику - "Codecs:vp9 (244) / opus (251)" где тут ААС? что я делаю не так?
*UPD- понял, youtube отдает формат в зависимости от платформы...
> *UPD- понял, youtube отдает формат в зависимости от платформы...Есть отличный способ посмотреть список
"youtube-dl"
https://github.com/rg3/youtube-dl/blob/master/README.md#form...
"-F, --list-formats"
Как-то сильно обломался когда ubuntu-touch-евский планшет не смог в плеере проиграть скачанный для детей набор мультфильмов в vp9, пришлось качать повторно, вот тогда и выяснилось что форматы на youtube для старых видео есть далеко не все...
У Opus жёсткая частота дискретизации 48 КГц вне зависимости от частоты исходной аудиозаписи.
> У Opus жёсткая частота дискретизации 48 КГц вне зависимости от частоты исходной
> аудиозаписи.А зачем нужны какие-то другие? Понятно, что для студийной записи/обработки нужны, но там можно другие форматы использовать, а для end-user 48 КГц вроде в самый раз для всех случаев.
Передискретизация приводит к дополнительному (помимо психоакустики) снижению качества.
дискретизация не битрейт, там нет заметных потерь качества при конвертации
Заметность субъективна. Если интересно, поищите историю про фиксированную внутреннюю частоту дискретизации 48 КГц в звуковой карте Sound Blaster Live! и какое влияние это оказывало на спектр при использовании номинальной частоты 44,1 КГц, стандартной для Audio CD.
> Sound Blaster Live!Да, ты тру-линуксоид и гордишься этим!
2017 год на дворе.
> Передискретизация приводит к дополнительному (помимо психоакустики) снижению качества.Передискретизировать можно по-разному. Если процессорных тактов не жалеть, то фиг ты разницу заметишь.
>> У Opus жёсткая частота дискретизации 48 КГц вне зависимости от частоты исходной
>> аудиозаписи.
> А зачем нужны какие-то другие? Понятно, что для студийной записи/обработки нужны, но
> там можно другие форматы использовать, а для end-user 48 КГц вроде
> в самый раз для всех случаев.Ну вот у вас CD 44.1 :) все...
А у нас так:
http://rgho.st/7hJHFly7q
Такое включаю только если слушаю hi-res музыку и какие-то приложения с аудио задействованы ещё. Тогда, если что-то, например, будет бубнить параллельно в броузере, будет апскейлиться до указанных характеристик (режим микшера). А если просто слушаешь hi-res музон в foobar, например, то и это не нужно.
А вот у вас там какие-то сложности, да. А! А pulse и не умеет выше 96 khz - 192 khz ему не по зубам ;)
> А у нас так:
> http://rgho.st/7hJHFly7q
> Такое включаю только если слушаю hi-res музыку и какие-то приложения с аудио
> задействованы ещё. Тогда, если что-то, например, будет бубнить параллельно в броузере,
> будет апскейлиться до указанных характеристик (режим микшера). А если просто слушаешь
> hi-res музон в foobar, например, то и это не нужно.
> А вот у вас там какие-то сложности, да. А! А pulse и
> не умеет выше 96 khz - 192 khz ему не по зубам ;)Ох уж эти окошечные Эксперты и Знатоки!
Cмотрим внимательно:
% sysctl dev.pcm.2.play.vchanrate
dev.pcm.2.play.vchanrate: 44100
% sysctl -d dev.pcm.2.play.vchanrate
dev.pcm.2.play.vchanrate: virtual channel mixing speed/rate
% sysctl dev.pcm.|grep bit
dev.pcm.3.bitperfect: 0
dev.pcm.3.play.32bit: 24
dev.pcm.2.bitperfect: 0
dev.pcm.2.play.32bit: 24
Ну да, клевого гуя - нема :(
А теперь фокус:
% cat /dev/sndstat|grep "mpv\|mpg"
pcm2:play:dsp2.p0[pcm2:virtual:dsp2.vp0]: spd 44100, fmt 0x00200010, flags 0x1000012c, 0x00000021, pid 50640 (mpg123)
pcm2:play:dsp2.p0[pcm2:virtual:dsp2.vp1]: spd 192000/44100, fmt 0x00100010/0x00200010, flags 0x1000010c, 0x00000069, pid 87650 (mpv)# sysctl dev.pcm.2.play.vchanmode:2
dev.pcm.2.play.vchanmode: passthrough -> adaptive% cat /dev/sndstat|grep "mpv\|mpg"
pcm2:play:dsp2.p0[pcm2:virtual:dsp2.vp0]: spd 44100/192000, fmt 0x00200010, flags 0x1000012c, 0x00000029, pid 50640 (mpg123)
pcm2:play:dsp2.p0[pcm2:virtual:dsp2.vp1]: spd 192000, fmt 0x00100010/0x00200010, flags 0x1000010c, 0x00000061, pid 75724 (mpv)
Обращаем внимание на:
spd 44100/192000 pid 50640 (mpg123)
spd 192000 pid 75724 (mpv)> Такое включаю только если слушаю hi-res музыку и какие-то приложения с аудио задействованы ещё.
>
> А если просто слушаешь hi-res музон в foobar, например, то и это не нужно.Т.е. у вас там, в этом клевом гуе с градиентами и рисованными кнопочкаи, аналога настройки "adaptive", когда микшируется c частотой "лучшего" канала - нема и приходится каждый раз переставлять ручками, зато проблемы и сложности конечно же у нас! ))
48,24,16,8 килогерц.https://wiki.xiph.org/OpusFAQ#Does_Opus_support_higher_sampl...
https://wiki.xiph.org/OpusFAQ#But_won.27t_the_resampler_hurt...
У них там своя атмосфера. Оценивать не берусь.
> У них там своя атмосфера. Оценивать не берусь.У xiph очень характерная атмосфера - атмосфера победы здравого смысла над глупым маркетингом и предрассудками. Они делают свои кодеки так, как это лучше работает, а не что-нибудь еще. Это дошло даже до крупных корпораций типа гуглов, ms и проч. Вон они в AV1 как впряглись, скоро и видеокодек по этому принципу запилят. Народ с xiph там как раз при делах, включая того самого Монти, наворачивающего коммиты с портом части фич Daala.
Как победят.. Что там они побеждают? Здравый смысл? Вот тогда всем и сообщите.
> У Opus жёсткая частота дискретизации 48 КГц вне зависимости от частоты исходной
> аудиозаписи.У lossy кодеков вообще понятие "частоты дискретизации" довольно своеобразное. Если ты хотел чтобы распакованное было похоже на исходный сигнал посэмплово - зачем ты вообще с lossy связываешься? Тамошние трансформации здорово все меняют, оперируя в frequency domain, так что сохранность "вида сэмплов" отсутствует как понятие. Есть некая реконструкция сигнала, которая по мнению человека звучит похоже на оригинал. Но иллюзия очень хорошая, на слух опус с битрейтом на сто килобит хрен отличишь от цд.
Но AAC 256 kbs (for iTunes), ещё и по спектрограмме очень похож на CD, в отличии от mp3 в гугломурзик. Гуглите!
Добавили поддержку ААС
в 2017
ну ок /0
> ну ок /0ОК :D
Федора прям семимильными шагами выбирается из средневековья
2016 - добавление Emoji ввода, поддержка mp3
Теперь вот.
Emoji - это даже не каменный век, это предшествующие эпохи, когда полуобезьяны общались нечленораздельными звуками. Федора тоже приняла участие в общей деградации...
Да ладно, древнеегипетские хипстеры уже были без хвостов, прямоходящие да и вообще даже с металлами умели работать.
расскажи это математикам, которые тоже пользуются значками.
Они в банаховом пространстве существуют, им можно.
> расскажи это математикам, которые тоже пользуются значками.Есть разница в том как и почему они пользуются значками :). А так то бананы может жрать не только макака но и конструктор космических кораблей.
AC-3 забыл упамянуть
А когда добавят VLC, mplayer/mpv?
На смену всем losy давно пришел Opus
> На смену всем losy давно пришел loselessfxd
Недавно сравнивал на слух как записи речи, так и музыки в Vorbis, Opus и AAC (96-192 kbps). В Opus ощущается ресемплинг, а так разницы с Vorbis не ощутил. AAC (в недоделанном libav) звучит достойно, немного громче и выразительней, чем более тусклый, но без свиста и соплей на низких битрейтах OGG. Под Андроидом AAC уделывает Vorbis по чёткости. В итоге для диктофона выбрал Vorbis, т.к. там шумы тупо теряются.
>ощущается ресемплингОтсыпь.
Тут и без отсыпки слышно. Когда переводишь 44 в 48, всякие ВЧ лязганья-свисты.
Ещё проверил 256 и 320 на струнных. Тут opus лучший. А свист у него на низких.
>> идущего на смену MP3Ггг. Вот, оказывается, сколько дольжно пройти, чтобы ещё что-то появилось/устоялось.
Ну, подождём ещё до Opus'а.
>> AAC утверждён как стандарт ISO
А вот это гоже, хоть он и обложен тоже.
А я то думал, что на смену MP3 идёт OPUS.
Проприетарщики - такие проприетарщики.
Ну и как у этого AAC с патентами дело обстоит?