> Это к слову об экономическом образовании. (хотя... экономика -- наука циничная)Это, скажем так, была первая часть Марлезонского балета. О том что означает термин сверхприбыль.
Вторая часть Марлезонского балета: о «баснословно высокой прибыли» и «вреде» монополии.
Существует такое понятие как Х-неэффективность и Х-эффективность. Что это такое?
Х-неэффективность – это когда за счет монопольного положения компании на рынке, компания не использует свои ресурсы и мощности эффективно.
При этом компания теряет прибыль. Неожиданно да? :)
В некоторых случаях монополия может привести к потере прибыли компанией. Могу поспорить на ящик водки, что вам такое в голову даже теоретически не приходило.
Х-эффективность – в действительности же, издержки в условиях монополии могут быть ниже, чем в условиях конкуренции. Положительный эффект достигается за счет масштаба. Издержки монополиста всегда ниже чем совокупные издержки мелких фирм. Таким образом монополия выгодна не только самой монополии, но и обществу в целом. Потому что монополия перерабатывает ресурсы с большей эффективностью, чем множественные фирмы в условиях конкурентной борьбы. Неожиданно да? :)
На сцене появляется второй ящик водки :)
Термины эти придумал не я, они присутствуют в экономической теории еще с середины 60-х годов. Автор - Харви Лейбенстейн.
Так вот. Влияние Х-неэффективности на общество, и справедливость (в социальном смысле) перераспределения общественного дохода от потребителя к производителю – зависит исключительно от точки зрения государства(общества) на этот счет. И больше ни от чего.
Например в послевоенной Японии, было принято решение что монополии это хорошо. Результат вы знаете.