The OpenNET Project
 
Поиск (теги):    НОВОСТИ (+) КОНТЕНТ WIKI MAN'ы ФОРУМ

Type1 и truetype шрифты в LaTeX (text latex rus font type1 truetype)


<< Предыдущая ИНДЕКС Поиск в статьях src Установить закладку Перейти на закладку Следующая >>
Ключевые слова: text, latex, rus, font, type1, truetype,  (найти похожие документы)
From: geekkoo Newsgroups: http://linuxportal.ru/ Date: Mon, 20 Sep 2004 18:21:07 +0000 (UTC) Subject: Type1 и truetype шрифты в LaTeX Оригинал: http://linuxportal.ru/entry.php/P1003_0_3_0/ Автор статьи: geekkoo Дата: 03.05.2004 Type1 и truetype шрифты в LaTeX. Довольно большой набор русских type1 шрифтов распространяется в пакете pscyr (ftp://mch5.chem.msu.su/pub/russian/psfonts/). Установка этого пакета подробно (и по русски!) описана в файле README. Однако, ничто не мешает вам использовать любые понравившиеся вам шрифты в latex. Единственные проблемы - это 1) сделать эти шрифты доступными для latexa, и 2) отучить latex растеризовать их. Как это сделать и будет описано в данном тексте. Что нужно? tetex версии >= 1.0.7, ghostscript версии >=6.5 и несколько фонтов. В качестве примера предлагаю использовать свободные фонты с сайта Vedi (http://www.prodtp.ru/) - Quake (type1 версия) и Stonehenge, Nadejda, Coptic (ttf версии). Также нужен будет один файл из пакета pscyr t2a.enc (файл с вектором кодировки T2AAdobeEncoding), но вы можете просто установить у себя этот пакет целиком, тем более, что в нем содержатся очень симпатичные русские шрифты (мне лично очень понравились Лазурский и Академия - шрифт используемый в старых изданиях 50х годов прошлого века). Тем кто хочет поглубже разобраться в структурах ps, pdf файлов, а также в том, как использовать фонты в этих файлах могу порекомендовать толстые английские мануалы с сайта Adobe ( http://partners.adobe.com/asn/tech/ps/technotes.jsp ) - PostScript Language Reference, 3'd edition; PDF Reference, 3'd edition; Adobe Type 1 Font Format; Supporting Fonts in the PostScript Language Environment. В чем проблема? "Корявые" фонты - это type3 фонты, т.е. фонты реализованные с помощью графических команд postscript. С одной стороны это делает фонт более гибким (можно нарисовать любой символ), но с другой - это все же графика, и хотя pdf умеет сглаживать графику, но результат оказывается хуже чем у outlined type1 и truetype шрифтов. Однако просто взять и вставить outlined шрифт не получится (например отредактировав ps-файл ) - дело в том что эти шрифты должны быть правильно "реализованы" в postscript файле, иначе ps2pdf конвертор все равно будет растеризовать их, и в результате для некоторых символов (как правило русских букв) будет использован type3 шрифт. Что значит правильно реализовать шрифт? Дело в том, что хотя в самом файле шрифта может содержаться любое количество глифов, но одновременно адресовать и отобразить с помощью постскрипт команды show в постскрипт файле можно только 256 символов. Если вы заглянете внутрь файла с type1 шрифтом (лучше брать файлы с расширением pfa), то вы найдете в начале список глифов реализованных по-умолчанию в этом фонте (строчка Encoding). Список может быть как стандартным, например, AdobeStandardEncoding, либо явно определяться как encoding-array. Например, в шрифте Quake он определен так: /FontName /QuakeСyr def /Encoding 256 array 0 1 255 {1 index exch /.notdef put } for dup 32 /space put dup 33 /exclam put dup 34 /quotedbl put и т.д. - ровно 256 символов. Если же просмотреть его с помощью ghostscript-команд (как это сделать, описано в "Почему Мозилла печатает пустые квадраты вместо русских букв") можно убедится, что он дополнительно содержит еще 3 незакодированных символа. В postscript-language любой символ имеет уникальное имя - /space - пробел и т.д., в частности для русских букв зарезервированы имена /afii10017-afii10049; /afii10065-/afii10097 (можно убедится, что в шрифте Quake они уже закодированы). Вывод текста в постскрипт файле осуществляется с помощью команды show, которая принимает в качестве аргумента последовательность байт - индексов букв в текущем фонте (т.е. в фонте предварительно реализованном в постскрипт-файле с помощью команды selectfont). Чтобы отобразить символы, которые не содержатся в предопределенном encoding-array фонта, нужно в постскрипт файле "динамически" создать фонт (команда definefont), в котором бы содержались нужные символы. Причем сделать это можно двумя путями: 1. Заменив кодировку type1 фонта. Это я бы назвал "правильно" реализованным фонтом. Замена кодировки заключается в том, что задается последовательность имен символов (которые уникальны и стандартны), которые будут включены в логический динамический фонт. Последовательность, в которой эти имена указываются, задает индексирование шрифта. В принципе, из одного физического шрифта внутри одного постскрипт файл можно создать множество логических шрифтов, но в каждый момент активным (selected) будет только один. Когда шрифт подгружается в постскрипт файл, то автоматически создается логический фонт с кодировкой, указанной в самом фонте. 2. Создать фонт с "нуля". Нужные символы определяются в шрифте либо как битмапы, полученные растеризацией глифов исходного фонта, либо символы исходного фонта вставляются с помощью команд showglyph. В обеих этих случаях вы имеете type3 фонт. Собственно, чтобы из latex файла получать красивые pdf - нужно научить dvips обрабатывать "нестандартные" символы согласно варианту 1, а не 2, что он склонен делать, так сказать, по умолчанию. Фонты в LaTeX Вообще говоря, LaTeX безразлично какие именно шрифты вы собираетесь использовать в своем документе (LaTeX не занимается отображением документа). Единственное, что ему нужно знать о шрифте - это где-какие символы расположены и их метрику, чтобы правильно распределять текст на странице. Эту информацию latex извлекает из tfm (tex font metric) файла и его наличие - непременное условие, чтобы любой фонт можно было бы использовать в latex документах. Т.е. первый шаг к подключению какого-либо шрифта к latex - это преобразовании метрики шрифта. У type1 шрифтов информация о начертании букв и их размерах содержится в двух различных файлах - afm (может также иметь расширение pfm) и pfa (или pfb) соответственно, для ttf данные о глифах и метрика содержатся в одном и том-же файле. Если же вы хотите классифицировать шрифты по стилям, чтобы LaTeX автоматически подбирал шрифты для bold, italic, serifed, sans-serifed и т.д. текста, то для этой цели вам понадобится еще fd-файл (font descriptor). Однако, этот файл не является обязательным, если вы собираетесь использовать фонта в своем документе "разово" - например для каких-нибудь декоративных надписей. Прежде чем вставлять шрифты подготовьте временную директорию (~/latex-fonts к примеру), где будут собраны шрифты, копируйте в нее quake.pfa, quake.afm, coptic.ttf, stonhen.ttf и nadeb.ttf (предварительно скачав их с сайта Vedi), а также t2a.enc из пакета pscyr. Для генерации pdf файла будет использована команда pdflatex, напрямую создающая pdf-файл из исходников latex. Поэтому создайте в этой временной директории еще файл pdftex.cfg, скопировав системный pdftex.cfg файл (найти его можно командой cd / ; kpsewhich -progname=pdftex pdftex.cfg у меня это /usr/share/texmf/pdftex/config/pdftex.cfg). Где-нибудь в конце этого файла добавьте строчку map +myfonts.map и создайте в директории ~/latex-fonts файл myfonts.map (в него будем записывать описания сгенерированных фонтов). Теперь, сделав cd ~/latex-fonts, убедитесь, что tetex видит локальный конфигурационный файл cd ~/latex-fonts; kpsewhich --progname=pdftex pdftex.cfg (ответ должен быть ./pdftex.cfg). Таким образом вы можете как угодно экспериментировать со шрифтами, не затрагивая системную конфигурацию tetex. Еще раз замечу, что метод, который будет приведен ниже, работает только в случае использования команды pdflatex, генерирующей pdf файл непосредственно из latex исходника. Если же вам для каких-то целей нужно сгенерировать постскрипт-файл (последовательностью команд latex...; dvips ...), то тут имеются проблемы связанные с тем, что ghostscript не умеет обрабатывать embedded true-type фонты (в конце я остановлюсь на этом). type1 шрифты. Поскольку технология type1 шрифтов, также как и формат pdf, разработы Adobe, то с type1 шрифтами проблем не возникает. Вначале изготавливаем tfm из afm файла (например из шрифта QuakeCyr) >afm2tfm quake.afm -T t2a.enc quake QuakeCyr " T2AEncoding ReEncodeFont " < t2a.enc Команда afm2tfm (входит в состав tetex) конвертирует afm (adobe font metric) файл в quake.tfm файл, попутно перекодируя его в T2AAdobeEncoding (-T t2a.enc). Вывод этой команды - это примерно та строчка, которую теперь нужно добавить в файл myfonts.map. Вам только нужно еще указать файл, из которого pdflatex будет брать начертание шрифтов. Так что, в окончательном виде, вам нужно дописать в файл myfonts.map строку: quake QuakeCyr " T2AEncoding ReEncodeFont " < quake.pfa < t2a.enc (означает она следующее - latex имя шрифта, постскрипт имя шрифта, команда указывающая перекодировку фонта, файл где находятся глифы шрифта и файл с кодировкой). ttf шрифты. С ними ситуация хуже. Поскольку стандарт Adobe на true-type шрифты не распространяется, то кодировка символов в ttf шрифте может отличаться от стандартной адобовской, и в основном проблемы возникают именно с тем, что в шрифте не удается найти глиф с именем (к примеру) /afii10017, а большая русская буква А именуется как Agrave. Поэтому, прежде чем начать встраивать ttf шрифт в latex, рекомендуется вначале просмотреть его с помощью ghostscript, чтобы понять, какой способ наименования глифов выбрал автор при создании шрифта. Проще всего это сделать, добавив в ghostscript'овский Fontmap.GS файл строчку вида: /Test-Font (/path/to/some/font.ttf); и открыть в gv ps файл: (prfont.ps) runlibfile /Test-Font DoFont В результате в ghostviewer'e вы увидите таблицу со всеми глифами, содержащимися в шрифте, вместе с их адобовскими названиями. Способов кодирования символов может быть три (the good, the bad and the ugly): 1 Автор шрифта следует адобовскому стандарту именования символов. Самый лучший вариант и (к счастью) самый распространенный - если вы имеете дело с профессионально сделанным шрифтом (например с Monotype'овским), то можно быть уверенным, что шрифт закодирован именно так. 2 В шрифте сбита кодировка (случайно или умышленно). Некоторый глифы имеют странные названия (если вы смотрите шрифт с помощью DoFоnt команды) или не отображаются, когда вы пытаетесь использовать шрифт в latex-документе. 3 Шрифт закодирован с помощью грубого хака - национальные символы отображаются на верхнюю половину ISOLatin1Charset. Последние два случая лечению, тем не менее, поддаются. Начнем с самого простого случая. В первую очередь вам нужно извлечь метрику шрифта из ttf файла (напомню, что в отличии от type1 шрифтов, где метрика и глифы хранятся в разных файлах, true-type шрифты cостоят из одного файла). Для этого воспользуемся командой ttf2afm из пакета ghostscript: ttf2afm -e t2a.enc -o dscopt.afm dscoptic.ttf Единственная неочевидная опция - это -e t2a которая указывает, что в dscoptic.afm файл будут помещена информация только о символах содержащихся в файле t2a.enc. Далее следуем уже известным путем: >afm2tfm dscopt.afm -T t2a.enc dscopt DSCoptic " T2AEncoding ReEncodeFont " < t2a.enc и добавляем эту строчку в файл myfonts.map так же как и раньше, опять же дописывая имя шрифта: dscopt DSCoptic " T2AEncoding ReEncodeFont " < dscoptic.ttf < t2a.enc DSCoptic - это вариант 1, шрифт закодированный согласно адобовскому стандарту. Вариант 2 - шрифт Надежда, в котором латинская буква /H именуется как /FL0048h. Так что, если вы попытаетесь конвертировать его аналогично случаю приведеному выше, то большой латинской буквы H в текстах вы не увидите. Лечится это подкручиванием кодировки. Копируете файл t2a.enc в файл t2a_nade.enc и в последнем вместо строчки /H вставляете /FL0048h. После чего конвертируете файл nadeb2.ttf ttf2afm -e t2a_nade.enc -o nade.afm nadeb2.ttf afm2tfm nade.afm -T t2a_nade.enc echo 'nade Nadejda-Bold " T2AAdobeEncoding ReEncodeFont" < nadeb2.ttf \ < t2a_nade.enc ' >> myfonts.map Шрифт Stonhenge - это третий случай. В принципе, можно исправить кодировку в нем точно также как и в шрифте Надежда (исправлений вам, правда, придется вносить гораздо больше), но есть и более простой вариант. А именно - позиции русских символов в T2A кодировке совпадают с позициями символов в шрифте Stonehenge. Поэтому можно вытащить кодировку из этого шрифта и затем с ее помощью создать tfm файл. ttf2afm -с stone -o stone.afm stone.ttf ttf2afm -e stone.e00 -o stone.afm stone.ttf afm2tfm stone.afm -T stone.e00 echo 'stone Stonehenge " Encoding1 ReEncodeFont" < stone.ttf < stone.e00 ' >> myfonts.map Комментарии: ttf2afm -с stone ... извлекает кодировки из шрифта и сохраняет их в нескольких файлах с названиями stone.e. Мы используем кодировку из файла stone.e00 для перекодировки фонта. Тестируем шрифты. Простой пример. В данном примере переопределяются стили для roman, sans-serif и typewriter текста. Четвертый шрифт определяется in-place и используется разово. \documentclass[a4]{article} \usepackage[koi8-r]{inputenc} \usepackage[russian]{babel} \renewcommand{\rmdefault}{stone} \renewcommand{\sfdefault}{nade} \renewcommand{\ttdefault}{dscoptic} \title{Использование type1 и tt шрифтов в LaTeX.} \author{Проект Vedi} \sloppy \begin{document} \maketitle Дурацкий тест включения true-type и type1 шрифтов в LaTeX. \sf Внимание! \tt Специалистам в полиграфии и издательском деле просьба этот текст не компилировать и не смотреть! Это может повлечь за собой \font\Scary quake at20pt \Scary обострение профессиональных заболеваний - аллергию, тошноту и рвоту ! \end{document} Компилировать его следует в директории latex-fonts командой pdflatex test.tex. В итоге, в сгенерированном pdf файле все шрифты окажутся или Type1 или TrueType, Embedded в том и другом случае - в чем можно убедиться командой: $pdffonts test.pdf name type emb sub uni object ID -------------------------------- Stonehenge TrueType yes no no 6 0 Nadejda-Bold TrueType yes no no 9 0 DSCoptic TrueType yes no no 12 0 OXCCSV+QuakeCyr Type 1 yes yes no 15 0 Наводим порядок. Если результат тестирования вас удовлетворил, то можно заняться раскладыванием шрифтов и конфигурационных файлов по их привычным местам. cp *.afm /usr/share/texmf/fonts/afm/public/local cp *.pfa *.pfb *.ttf /usr/share/texmf/fonts/type1/public/local cat ./myfonts.map >> /usr/share/texmf/dvips/config/pdftex.map Проверьте также, что файл pdftex.map указан в конфигурационном файле pdflatex'а /usr/share/texmf/pdftex/config/pdftex.cfg. Если нет допишите в него строчку map +pdftex.map (или map pdftex.map). Теперь остается только синхронизировать базу данных tetex (команда mktexlsr) и шрифты готовы к использованию. Почему же нельзя использовать ttf шрифты с dvips ? На самом деле можно, но ;) ... Для чего вообще может понадобится использование dvips: pdflatex имеет ограничение - он не умеет обрабатывать встроенную в latex-документ postscript графику (обойти это ограничение можно, если преобразовать рисунки в pdf-формат, а в latex вставлять уже сгенерированные pdf файлы). Но, в то же время, вместо использования pdflatex напрямую можно пойти длинным путем - конвертировать latex в dvi-файл (latex test.tex), затем полученный dvi преобразовать в постскрипт (командой из пакета tetex - dvips test.dvi), и потом уже конвертировать его в pdf программой из пакета ghostscript ps2pdf test.ps. Программа dvips конвертирует latex шрифты в постскриптовские по правилам, записанным в ее конфигурационном файле /usr/share/texmf/dvips/config/psfonts.map. Его формат такой-же как и pdftex.map, поэтому строки, соответствующие type1 шрифтам, вы можете не задумываясь переносить в этот файл. С ttf шрифтами (в отличии от type 1) возникает следующая проблема: если в строке описания шрифта упоминается файл *.ttf, то dvips встраивает этот шрифт в постскрипт файл. А ghostscript (по крайней мере вплоть до версии 7.05) не умеет работать со встроенными в постскрипт файл true-type шрифтами. Соответственно любые программы, использующие при работе ghostscript (gv, gs и ps2pdf в том числе), вылетатют с cообщением об ошибке в постскрипт файле (если у кого имеется интерпретатор постскрипта, отличный от gs, или постскрипт-принтер, то можете проверить, как они реагируют на встроенные ttf). Очевидное решение - не встраивать в постскрипт true-type шрифты - тоже не проходит (замечу, что постскрипт без встроенных "экзотических" шрифтов - вещь крайне непортабельная, и отсылать его своим сотрудникам или знакомым не стоит - все равно они там ничего не увидят). А именно: предположим вы добавляете в psfonts.map строчку dscopt DSCoptic " T2AEncoding ReEncodeFont " < t2a.enc и генерируете постскрипт файл. Чтобы ghostscript смог его отобразить, нужно указать ghostscript'у, где именно нужно брать глифы для шрифта DSCoptic, для чего в файл /usr/share/ghostscript//lib/Fontmap.GS вставляете путь к файлу шрифта /DSCoptic (/usr/share/texmf/fonts/type1/public/local/dscoptic.ttf); Ghostviewer после этого должен правильно и без ошибок отобразить документ. Однако, если вы запустите ps2pdf, то в сгенерированном pdf файле вы увидите все те же кривые type3 шрифты, отдаленно напоминающие DSCoptic. Это также ограничение ghostscript'a, о чем его авторы пишут в документации : ps2pdf will sometimes convert text to high-resolution bitmapped fonts rather than to embedded outline fonts. This will occur when the PostScript file uses Type 3, CIDFontType 1, or CIDFontType 4 fonts, or Type 0 fonts that reference any of these; it may also occur in some cases if the input file uses fonts with non-standard encodings, or in some other rare cases Ну, это для них они "rare cases" - а для нас суровые будни. Так что, если вы хотите использовать графику в latex-докуменетах, то либо используйте исключительно type1 шрифты, postscript графику и команду dvips, либо все же предварительно конвертируйте постскрипт рисунки в pdf и пользуйтесь командой pdflatex (заметьте, что для надписей на рисунках вам, тем не менее, придется использовать type1 шрифты, поскольку конвертировать ps->pdf вам придется все той-же командой ps2pdf).

<< Предыдущая ИНДЕКС Поиск в статьях src Установить закладку Перейти на закладку Следующая >>

Ваш комментарий
Имя:         
E-Mail:      
Заголовок:
Текст:




  Закладки на сайте
  Проследить за страницей
Created 1996-2014 by Maxim Chirkov  
ДобавитьРекламаВебмастеруГИД  
RUNNet TopList